106 служить для постановки проблемы человека как субъекта, поскольку благодаря этому он определяет не только свою роль относительно компонентов объекта, но и место последних внутри себя, в рамках своих отношений. В качестве субъекта собственной деятельности человек выступает активным источником самоизменения, саморазвития. В этом случае «личностные начала человека, по мнению М.Б.Туровского, становятся символом могущества личности именно потому, что это начало обретает самостоятельное существование», получает отражение центрация индивида в деятельности, а вместе с ней и его рефлексия на себя [178; 179, С.64]. A.A.Вербицкий отмечает, что «...Проявляя активность... человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне целей. И если объективная ситуация препятствует достижению этих целей, субъект переструктурирует ее в мышлении и практическом действии, осуществляет интеллектуальную и практическую деятельность, преломляет внешнее через внутреннее. Следовательно, стремление повысить статус обучающегося как субъекта учения должно быть связано с позицией личности в отношении цели учения, ситуаций, в которых она может быть достигнута, и действий, ведущих к ее достижению» [37]. Формирование внутренней позиции личности как субъекта индивидуальной и групповой деятельности в образовательном пространстве определяется «мерой субъектности» (Х.Й.Лийметс), наличием факторов самостоятельности, свободы выбора, возможности проявить свою активность и индивидуальность. Понятие личности в различных науках имеет разный смысл. И это вполне объяснимо: всякая наука рассматривает такой сложный феномен, как личность, в соответствии со своей областью исследований. Педагогика исследует процессы детерминации человеческой личности, обусловленные взаимодействием внутренних и внешних факторов с учетом конкретных уровней отношения личности с общественными и природными условия |
развитие личности как субъекта выступаю т в диалектическом тождестве. Это дуалистическое развитие, по мнению Н.С.Злобина, означает расш ирение, углубление социального опы та личности, распредмечивание его результатов, которые и представляю т собой механизм формирования способности индивида использовать накопленное ранее знание для выработки способов их развития. Для индивида результаты предшествующ его опыта выступают не в качестве «надиндивидуальной программы», заранее определяющей его действия, а как социально обусловленное адресование индивиду его возможностей выступить активным субъектом, постигать и развивать опыт предш ествующ их поколений. Рассмотрение под этим углом зрения процесса учения представляется как реализация социальной сущности личности, как самоосущ ествление и самореализация последней в этой деятельности. В учении субъект предстает как субъект активный, самоопределяю щ ийся относительно объекта, рефлексирующ ий на свои способности к творчеству, ориентированный на объект, встраивающ ий этот объект в свой собственный внутренний мир. Поэтому мир учения, вовлеченный в орбиту объективной деятельности, есть мир самого человека (его внутренняя субстанция, внутренняя «среда познания», а не просто «внешняя образовательная среда»). П оэтому представляется очевидным вывод, что не может быть деятельности учения вне и помимо деятельностной активности человека, так как то, что познает человек в объективной действительности, определяется не только действительностью , но и, пожалуй, в большей степени самим человеком. Обучающ ийся как субъект учебной деятельности становится в этой связи ее центром. Собственно центрация в этом смысле изначально может служить для постановки проблемы человека как субъекта, поскольку' благодаря этому он определяет не только свою роль относительно компонентов объекта, но и место последних внутри себя, в рамках своих отношений. В качестве субъекта собственной деятельности человек выступает активным источником самоизменения, саморазвития. В этом случае «личностные начала человека, по мнению М.Б.Туровского, становятся символом могущества личности именно потому, что это начало обретает самостоятельное существование», получает отражение центрация индивида в деятельности, а вместе с ней и его рефлексия на себя [321; 322, с.64]. А.А.Вербицкий отмечает, что «...Проявляя активность... человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне целей. И если объективная ситуация препятствует достижению этих целей, субъект переструктурирует ее в мышлении и практическом действии, осуществляет интеллектуальную и практическую деятельность, преломляет внешнее через внутреннее. Следовательно, стремление повысить статус обучающегося как субъекта учения должно быть связано с позицией личности в отношении цели учения, ситуаций, в которых она может быть достигнута, и действий, ведущих к ее достижению» [169, с.8). Формирование внутренней позиции личности как субъекта индивидуальной и групповой деятельности в образовательном пространстве определяется «мерой субъектности» (Х.Й.Лийметс), наличием факторов самостоятельности, свободы выбора, возможности проявить свою активность и индивидуальность. Понятие личности в различных науках имеет разный смысл. И это вполне объяснимо: всякая наука рассматривает такой сложный феномен, как личность, в соответствии со своей областью исследований. Педагогика исследует процессы детерминации человеческой личности, обусловленные взаимодействием внутренних и внешних факторов с учетом конкретных уровней отношения личности с общественными и природными условиями жизни и деятельности. В настоящее время существует много определений понятия “личность”, данных педагогами и психологами (Б.Г.Ананьев, В.П.Тугаринов, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л .Рубинштейн, Г.Нойер, И.С.Коы и др.), В нашей работе понятие личности применяется в его широком смысле, в плане всестороннего и гармоничного |