Национальное сознание имеет трехкомпонентную структуру и включает в себя чувства, волю и разум. В душах народов имеет место различная комбинация этих элементов, приводящая к преобладанию какого-либо из них над остальными. Имея в виду трехкомпонентную структуру национального сознания, Ильин проводит различие между первичными и вторичными душевными силами. «Первичные силы — это силы жизнеопределяющие, творчески — духовно ведущие. Вторичные силы, примыкая к первичным, определяются и управляются последними, перенимают их законы и творческую окраску» [115, с.410-411]. Подобное деление происходит у разных народов различным образом, и своеобразие народа зависит от того, какие душевно-духовные силы проявляются в них в качестве изначально первичных,■ сильно выраженных, задающих меру, а какие следуют за ними. Существуют народы, у которых ведущей силой выступает здравая воля и расчетливый рассудок (западноевропейские народы). Отличный характер имеет Р соотношение первичных и вторичных сил в русском характере. «Русская душа 4 прежде всего есть дитя чувства и созерцания» [115, с.411]. У русского народа чувства и созерцание являются первичными силами, а рассудочное мышление и воля — вторичными. Последние находятся под влиянием первичных, что определяет противоречивость характера русских., Первичность чувства и вторичность мышления не следует понимать так, что русский человек медлителен в мыслях и безволен в действиях. Вся русская история говорит об обратном —о могучей воле и быстром проницательном уме народа. Но мышление и воля русских приводятся в действие* чувством иф приобретают чувственно-созерцательную окраску. Русский человек должен сначала сильно полюбить или возненавидеть мыслимый и желаемый предмет, прежде чем реализовать в жизнь свои мысли и желания с помощью волевого усилия и интеллектуального размышления., Русский народ —это народ сердца, воспринимающий мир прежде всего через призму чувственности и созерцательности. Русские носят в себе живое и |
Поэтому так важно для приведения в действие творческой инициативы и трудовой энергии русского народа наличие как общенационального идеала, так и индивидуальных позитивных духовных ценностей, сопричастных к идеалу. Если русский верит в идеальную ценность своей деятельности, он “до смерти работает”, не жалеет себя и обнаруживает неукротимую энергию; но, если такой ценностью в его глазах труд не обладает, он “до полусмерти пьет”, поражая мир своей ленью и апашей. Тайна русской истории, проявившаяся в крайней противоречивости исторического процесса, во многом объясняется специфически русскими особенностями структуры национального сознания. “Эта тайна, говорит Н.А. Бердяев, связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере” [Бердяев, 1991, с. 7]. Если у западноевропейских народов преобладает мужественное начало, то русская душа женственна по своей природе, поскольку в ней не развито личное, организующее начало, а чувственность имеет перевес над рациональностью. Если Н.А. Бердяев лишь обозначил проблему роли женского начала в русском менталитете, то глубокое философское обоснование этого универсального качества менталитета русского народа дал И.А. Ильин. Обращаем внимание на то, что национальное сознание, как и сознание отдельного человека, имеет трехкомпонентную структуру и включает в себя национально окрашенные чувства, волю и мышление. В менталитете народов, как и в душах конкретных человеческих личностей, имеет место различная комбинация этих элементов, приводящая к преобладанию какого-либо из них над остальными. Имея в виду трехкомпонентную структуру национального сознания, И.А. Ильин предлагает провести различие между первичными и вторичными душевными силами: “Первичные силы это силы жизнеопределяющие, творчески духовно ведущие. Вторичные силы, примыкая к первичным, определяются 192 и управляются последними, перенимают их законы и творческую окраску” [Ильин, 1996 в, с. 410]. Подобное деление происходит у разных народов различным образом, и своеобразие народа зависит от того, какие душевно-духовные силы проявляются в них в качестве изначальнопервичных, сильно выраженных, задающих меру, а какие следуют за ними. Поэтому есть народы, у которых ведущей и определяющей силой выступает здравая воля (прежде всего воля к власти), равно как и руководствующийся целесообразностью аналитический и расчетливый рассудок. Таковы древние римляне и воспринявшие наследие христианского Рима западноевропейские народа. У древних греков меру задавали любовь к свободе, пластичность воображения и дух предпринимательства, для азиатских индусов в качестве жизнеопределяющей и изначальной силой выступает умозрительная мечтательная фантазия. Однако совершенно иной характер имеет соотношение ведущих и ведомых, первичных и вторичных сил в менталитете русского народа, ибо “русская душа прежде всего есть дитя чувства и созерцания” [Ильин, 1996 в, с. 411]. У русского народа чувства и созерцание выступают в роли изначально детерминирующей и тем самым жизнеопределяющей первичной силы, а рассудочное мышление и воля являются силами вторичными. Отсюда проистекает своеобразие русского менталитета, которое заключается в том, что у русских созерцание и чувство являются первичной, то есть изначально более мощной и тем самым определяющей, ведущей и руководящей силой, в то время как рассудочное мышление и воля выступают силой вторичной [см. Ильин. 1996 в, с. 413]. В русском народе мышление и воля находятся под влиянием первичной чувственно-созерцательной силы, что и определяет своеобразие всего ментального облика народа. 193 194 Первичность чувства и вторичность мышления не надо понимать так, что русский человек медлителен в мыслях и безволен в действиях. Наоборот, вся история говорит об обратном: о могучей воле и быстром проницательном уме народа. Однако мышление и воля русских людей приводятся в действие чувством и приобретают чувственносозерцательную окраску. Поэтому русский должен сначала горячо полюбить или глубоко возненавидеть мыслимый и желаемый предмет, прежде чем реализовать в жизнь свои мысли и желания с помощью волевого усилия и интеллектуального размышления. Только в таком случае он проявляет невиданную волевую энергию и его мысль становится подлинно новаторской. Пример с М.В. Ломоносовым весьма символичен и красноречив в качестве социально-культурного проявления сущности и своеобразия русского национального менталитета, так как именно интеллектуальное чувство в виде страстной любви к научному познанию разбудило могучую волю и гениальный ум основоположника русской науки. Следовательно, народы, как и люда, различаются иерархическим соотношением в структуре их национального сознания чувств, разума и воли. Есть народы, у которых, в силу предрасположенности к рационализму, вся жизнь побуждается и определяется мышлением, а главной потребностью таких народов выступает потребность интеллектуальной деятельности, рассудочного сознания и систематизации. Таков, например, немецкий народ. Жизнь других народов определяется волевыми решениями и приобретает волевую окраску, и первой потребностью и V # W лейтмотивом душевной деятельности у этих народов является достижение цели. Для них цель оправдывает средства, и на службу своему волевому хотению они ставят свои вторичные душевные силы. Таковы англосаксонские народы, отличающиеся склонностью к внешней экспансии и навязыванию своих цивилизационных ценностей народам с иным ци |