попе и работнике его Балде», и помещик Троекуров. В числе подобных персонажей найдем гоголевских городничего и Чичикова, Собакевича и ■4’ Плюшкина; купцов из пьес А. Н. Островского; героев Ф. М. Достоевского: папашу Карамазова, старуху-процентщицу, Ганю Иволгина.. Что касается низших сословий, то кроме мечтателя Калиныча, были еще Хорь, мужик хозяйственный, умеющий копить деньжонки и т.д. Вряд ли названные литературные образы плод чистой фантазии их создателей, не имеющий отношения к реальности. Свойство довольствоваться малым имеет не только положительные, но отрицательные следствия. Оно может, при определенных условиях, стать тормозом на пути прогрессивных новаций в области техники и технологии. Заниженные материальные потребности не способствуют практическому vk внедрению прогрессивных методов в хозяйственную деятельность. Зачем стремиться к новому, если скудной пищи вполне достаточно для скромного существования? «Лишь бы не было войны», —рассуждают до сих пор русские и мирятся с непритязательными условиями своего быта. Недостатком средней области культуры можно объяснить повсеместную и немотивированную страсть к разрушению. «Не дорожа средней областью культуры, отмечает Н. О. Лосский, —русский человек способен проповедовать и действительно совершать изумительные разрушения осуществленных уже культурных ценностей...» [168, с.332-333]. Разрушить все до основания, а затем А начать создавать сломанное заново —это специфическая национальная черта. . Яркий пример тому разрушение храмов в послереволюционный период и восстановление их в настоящее время. Сегодня в русском народе присутствует рационально немотивированная наклонность к разрушению. Каждый ощущает подобную наклонность ежедневно, наблюдая за неприглядными подъездами и искореженными лифтами в собственных домах. 108 <*•I |
лась следствием не только повышенной эксплуатации и неблагоприятных природных условий, но и заниженных потребностей, малого интереса народа к предметам материального достатка. Русский народ привык довольствоваться малым; и это свойство, на наш взгляд, имеет не только положительные, но и отрицательные следствия, так как оно может, при определенныхусловиях, стать тормозом на пути прогрессивных новаций в области техники и технологии. Заниженные материальные потребности не способствуют практическому внедрению прогрессивных методов и приемов ведения хозяйственной деятельности. Зачем стремиться к новому, если скудной пищи и непритязательной одежды вполне достаточно для скромного существования? “Лишь бы войны не было”, рассуждают до сих пор русские люди и мирятся с непритязательными условиями своего быта. Недостатком средней области культуры как чертой менталитета можно также объяснить повсеместную и немотивированную страсть к разрушению. “Не дорожа средней областью культуры, отмечает Н.О. Лосский, русский человек способен проповедовать и действительно совершать изумительные разрушения осуществленных уже культурных ценностей” [Лосский, 1991, с. 332]. Разрушить все до основания, а затем начать создавать разрушенное заново это весьма специфическая национальная черта. Социально-культурным проявлением подобной направленности национального менталитета можно считать символический пример с разрушением храма Христа Спасителя в Москве в послереволюционный период и его восстановление в нынешние годы. И в настоящее время в русском народе присутствует рационально немотивированная склонность к разрушению. Каждый ощущает подобную склонность ежедневно, наблюдая за неприглядными подъездами и искореженными лифтами в собственных домах. На более высоком уровне страсть к разрушению звучала из уст первого российского президен181 |