Отечественной войне 1941-1945 годов. Лишись русский народ безмерной окраски свободолюбия и кто знает, состоялся ли бы он как великий народ, внесший неповторимый вклад в мировой исторический процесс. Ярким обнаружением свободолюбивых устремлений русского народа —в виде выходящих за пределы заданных рамок воли —выступает область права и правосознания. Стержнем правосознания в обществе выступает отношение к собственности. У русского народа сложилось непростое отношение к частной собственности. Следует учитывать, что история не баловала его реальной: частной собственностью. Так было в далеком прошлом, такая же картина неприятия частной собственности наблюдалась и в советский период истории. В ходе столетий народ привык относиться к собственности равнодушно и безразлично, не заботясь об экономии и бережливости. Своеобразно и вольно в народном сознании трактуется право на собственность. В правовом сознании русского народа обнаруживается серьезный пробел, так: как «под частной собственностью он понимает только «мое» и остается равнодушным или воспринимает скептически всякое чужое — «твое» [115, с.409]. Из такого отношения к собственности берет начало российский феномен, выраженный в карамзинском «воруют». То, что принадлежит лично «мне» —неприкосновенно, но то, что принадлежит другому —«тебе», ты еще должен обезопасить и защитить от моих противоправных и изначально неправовых притязаний. Справедливо заметил В. В. Розанов: «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обокрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается» [223, с.404]. Сегодняшний размах коррупции и преступных посягательств на личную собственность граждан произрастает в немалой степени из ущербности правосознания и неуважения к чужой собственности. Своеобразный русский колорит свободы приводит к противоречивым формам ее конкретного практического воплощения. «Внутренняя, изначально данная русским людям свобода проявляется, по мнению Ильина, в таких формах, как душевный простор, созерцательность, творческая легкость, |
Ярким социально-культурным проявлением свободолюбивых устремлений русского народа в виде выходящих за пределы заданных рамок воли выступает область права и правосознания. Стержнем правосознания в обществе является отношение к собственности. У русского народа сложилось непростое отношение к частной собственности, поскольку следует учитывать, что история не баловала русский народ реальной частной собственностью. Так было в далеком прошлом, такая же картина наблюдается и в советский период истории. В ходе столетий народ привык относиться к собственности равнодушно и безразлично, не заботясь о бережливости, причем своеобразно и вольно в народном менталитете трактуется также само право на собственность. В правовом сознании русского народа обнаруживается серьезный пробел, так как “под частной собственностью он понимает только “мое” и остается равнодушным или воспринимает скептически всякое чужое “твое”...” [Ильин, 1996 в, с. 409]. Из такого отношения к собственности берет начало российский феномен, выраженный в карамзинском “воруют”. То, что принадлежит лично “мне” неприкосновенно, но то, что принадлежит другому “тебе”, ты еще должен обезопасить и защитить от моих противоправных и изначально неправовых притязаний. Сегодняшний размах коррупции и преступных посягательств на личную собственность граждан произрастает в немалой степени из такой направленности правосознания и неуважения к чужой собственности. Русский народ в своей истории не прошел школы ни римского права с основательной и регламентированной культурой частной собственности, ни католической церкви с присущей ей дисциплиной воли и культурой власти. Поэтому отсутствие реальных крупномасштабных иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется не только политической нестабильностью в стране, но и боязнью солидными инвесторами алчных чинов 214 ников, вышедших из-под жесткой системы общественного и государственного контроля. парадоксальным формам ее конкретного практического воплощения. Внутренняя, изначально данная русским людям свобода проявляется, по мнению И.А. Ильина, в таких формах, как душевный простор, созерцательность, творческая легкость, страстная сила, склонность к дерзновению, опьянение мечтою, щедрость и расточительство, способность побеждать страдания юмором [см. Ильин, 1996 б, с. 57]. Но каждое из этих имманентных проявлений свободы амбивалентно, поскольку из каждого свойства могут быть высечены искры как сильных, так и слабых проявлений русского менталитета. Эти формы таят в себе возможность не только выдающихся достижений, но и опасныхзаблуждений ипадений. Особый простор русской души, ее объемность и всеоткрытость позволяет русскому народу вместить в себя все пространства земли и неба, все горизонты предметов, все проблемы духа; объять мир от края до края [Ильин, 1996 б, с. 57]. Однако опасность простора и всеоткрытости русской души состоит в том, что она может заселяться всем без разбора и без качественного предпочтения, она способна проваливаться в хаос всесмешения. Сегодня русский народ проявляет всеоткрытость своей души в виде некритического восприятия и поклонения внешним и далеко не самым лучшим ценностям западной цивилизации, поскольку в русском народе не развита способность неутомимо и систематически трудиться, отличать главное от неглавного, предпочитать во всем главное и заселять им просторы своей души. Восприимчивость и созерцательность всеоткрытой русской души делают русский народ в высшей степени склонным к творческому удивлению в познании. ‘‘Но опасность этой созерцательной свободы состоит в пассивности, в бесплодном наблюдении, сонливости, лени” [Ильин, |