Проверяемый текст
Трофимов, Валерий Кириллович. Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект (Диссертация 2000)
[стр. 115]

абсолютном русский обязательно делает догматом веры, причем идеал приобретает особую ценность, если русский человек верит в возможность его практического воплощения в жизнь.
Религиозное стремление к абсолюту в русской интерпретации можно выразить в теистической и атеистической формах.
В обоих случаях имеет место духовное
стремление к решению вопросов о смысле жизни, абсолютной истине и абсолютной правде.
Ф.
М.
Достоевский
устами Ивана Карамазова говорит, что русские мальчишки, только познакомившись, засев в угол в вонючем трактире, сейчас же начинают: рассуждать о «мировых вопросах, не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в Бога не веруют, ну те о социализме и анархизме заговорят, о переделе всего человечества по новому штату; так ведь это один же черт выйдет, все те же вопросы только с другого конца» [87, с.275].
И.
С.
Тургенев в своих «Воспоминаниях» рассказывал о В.
Г.
Белинском, который однажды во время спора о том, есть ли Бог, есть ли бессмертие, весьма, сердито воскликнул: «Мы не решили еще вопроса о существовании Бога, а вы хотите есть» [См.: 29, с.201].
Теистическая форма русской тяги к абсолютному идеалу
воплотилась в вере народа в православные ценности.
Вопросы о духовном абсолюте и смысле жизни занимали
многих верующих..Так, раньше к озеру Светлый Яр, которое связано с легендой о невидимом граде Китеже, сходились тысячи православных из всех сословий русского общества.
Они обсуждали здесь фундаментальные вопросы мироздания: и смысла жизни.
Атеистическая форма религиозного стремления к абсолюту нашла свое выражение в нигилизме и в воинствующем атеизме.
Как отметил С.
JI.
Франк: «Русский дух не знает середины: либо все, либо ничего вот его девиз.
Либо русский обладает истинным «страхом Божиим», истинной религиозностью, просветленностью —и тогда он временами открывает истины удивительной глубины, чистоты, святости; либо он чистый нигилист, ничего не ценит, не верит больше ни во что, считает, что все
[стр. 185]

том веры, причем идеал приобретает особую ценность, если русский человек вериг в возможность его практического воплощения в жизнь.
По мнению автора данной работы, русское стремление к абсолютному можно определить как тяготение к осуществлению абсолютных идеалов, планов и заданий, религиозных по своему существу, грандиозных по замыслу и, весьма нередко, неосуществимых на практике.
Абсолютный характер осуществляемых русским народом заданий наглядно проявился в созданном им грандиозном государстве, которое, даже после распада СССР, занимает одну восьмую часть суши на нашей планете.
В этом социально-культурном факте видится яркое проявление тяги русского народа к абсолюту как сущ н остн ом у качеству его менталитета.
Стремление к абсолюту в русской интерпретации
выступает в двух основных формах теистической и атеистической, причем в обоих случаях имеет место духовное тяготение к решению вопросов о смысле жизни, абсолютной истине и абсолютной правде.
Ф.М.
Достоевский
от имени Ивана Карамазова говорит, что русские мальчики, не успев познакомиться, тотчас же начинают решать мировые вопросы, “не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату; так ведь это один черт выйдет, все те же вопросы, только с другого конца” [Достоевский,1982,с.275].
Теистическая форма русской тяги к абсолютному идеалу
нашла воплощение в тысячелетней искренней, подвижнической и по-детски восприимчивой вере народа в православные ценности.
Обращаем внимание на то, что вопросы о духовном абсолюте и смысле жизни занимали не только образованных русских, но и простых верующих.
Так, в прежние времена летом к озеру Светлый Яр, которое связано с легендой о невидимом граде Китеже, сходились и съезжались тысячи православ185

[Back]