Проверяемый текст
Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? // Отечественная история. 1995, № 3.
[стр. 25]

странным и не понятным в культуре и истории других народов».
Важно отметить утверждение ученого: «...менталитет есть только абстракция; это понятие, придуманное историками, а не явление, открытое ими исторической действительностью», которое надо иметь в виду, говоря о его определении и изучении.
«Понятие «менталитет», —пишет Граус, —также неопределимо, как понятие «культура» или «идеология», что не исключает, однако возможности его описания».
И далее он дает такое «описательное определение»: «менталитет» это «общий тонус» долговременных форм поведения и мнений индивидуумов в пределах групп.
Менталитет никогда не монолитен, часто противоречив; он образует специфические «вживленные образцы», стереотипы мнений и действий.
Он проявляется в предрасположенности индивидуума к определенным типам реакций — собственно, он является их механизмом».
Таким образом, менталитет — это «совокупность механизмов психологических реакций и базовых представлений, характерных для разных социальных групп» [Цит.
по: 117, с.79-80].
Несмотря на признание термина «ментальность» в Германии, отношение к нему еще долгое время оставалось сдержанным и осторожным.
Только в 1993 году в Германии в серии «Карманное издание Кренера» вышел коллективный труд «Европейская история менталитета» [288], как бы Ф подводящий итог различного понимания менталитета.
В этом труде дается развернутое толкование содержания термина.
Понятие «менталитет», по мнению ученых, включает в свой состав множество более узких тем, которые в сумме своей и дают его глобальную картину.
Темы эти следующие: оценка состояния между душой и телом; сознательная оценка и неосознанная роль телесного (например, тело, как темница души; идеал психосоматической целостности);
[стр. 3]

находится между нами и миром, как призма.
Она, пользуясь выражением Канта, является априорной формой нашего познания» 15 .
В этом определении обращает на себя внимание прежде всего стремление автора связать понятие менталитета с верой, а не с познанием.
Следует вообще заметить, что почти все зарубежные ученые подчеркивают значение веры в менталитете.
Вера является важнейшей составной частью менталитета и всегда изначально присутствует в человеческом сознании.
В данном же определении отметим также место менталитета между миром и воспринимающим его как бы через призму субъектом.
При этом автор, ссылаясь на Канта, подчеркивает априорность менталитета.
Тем самым менталитет как бы становится исходным постулатом восприятия мира человеком, выражением изначальных, доопытных принципов этого восприятия.
Хотя в таких известных энциклопедиях, как «Британника» (1980 г.) или «Кембриджский словарь» (1983 г.), определение менталитета и отсутствует, в других, не менее известных, как, например, французский словарь философских терминов, определение менталитету дано: «это склад мышления, комплекс мнений или предрассудков, которые создают базу и управляют мышлением индивида или группы» 16 .
Здесь подчеркнута активная роль менталитета: это не только призма, сквозь которую человек воспринимает мир.
Менталитет управляет самим мышлением, причем не только отдельного человека, но и целой группы.
В дальнейшем в определениях менталитета ученые все более стали подчеркивать комплексный характер этого явления духовной жизни человека, Они начали включать в менталитет верования и психику, мораль и склад мышления.
«Большой энциклопедический Ларусс» так определяет менталитет: это — «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какойлибо общности людей или группы, состояние ума» или: «Совокупность манер поведения, мышления, суждения о чем-либо, моральные установки, склад мышления» 17 .
В качестве примеров группового менталитета приведен менталитет современной молодежи или деловых кругов.
Нельзя не отметить во французской литературе стремления выделить не системный характер менталитета (что характерно, например, для мировоззрения, общественной мысли и т.
д.), а некую весьма многоликую и многообразную «совокупность» явлений духовной жизни — от привычек до верований, от психологических особенностей восприятия действительности до моральных и нравственных норм поведения.
Это отчетливо прослеживается еще в одном определении, данном также в философском словаре: «менталитет — это совокупность умственных установок, привычек мышления, фундаментальных верований индивида» 18 .
Работы французских историков, содержавшие определение менталитета, постепенно начали завоевывать признание и в других странах.
Так, классическая работа «отца школы Анналов» Марка Блока «Феодальное общество» вышла во Франции в 1939—1940 гг., на итальянский она была переведена в 1949 г., на английский — в 1961 г., а на немецкий — только в 1982 г.
Поэтому в известном немецком «Лексиконе основных понятий по истории», вышедшем в свет в 1982 г., нет еще терминов «менталитет» или «история менталитета».
Во введении к коллективному труду «Европейская история менталитета», новейшему по этой проблеме (см.
сноску 14), дается развернутое толкование содержания менталитета.
Менталитет, по мнению немецких ученых, включает в свой состав множество более узких тем, которые в сумме своей и дают глобальную картину менталитета отдельного коллектива в ту или иную эпоху.
Темы эти следующие: «— Оценка соотношения между душой и телом; сознательная оценка и неосознанная роль телесного (напр., тело, как темница души; идеал психосоматической целостности); 160

[Back]