Проверяемый текст
Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? // Отечественная история. 1995, № 3.
[стр. 26]

точка зрения на юность и старость и на превалирующее их общественное положение (например, геронтократия, культ юности); отношение к сексуальности и значение любви (например, разделение секса, любви и супружества; романтическая любовь как смысл бытия); страхи и надежды (например, представления о потустороннем мире; утопии); представления о соотношении радости, страдания, счастья (например, атараксия (с греческого —невозмутимость, полное спокойствие духа, к которому, по мнению стоиков, должен стремиться мудрец); преодоление страдания с помощью успокаивающих средств); оценка и преодоление болезненности (например, понимание болезни как божьего наказания; представление о болезни как дефекте биологического механизма); представления о смерти и поведении человека при умирании (например, умирание как цензура внутри жизни; смерть как вытеснение из мира повседневности); переживания между индивидом, семьей и обществом (например, в группе взаимосвязанных индивидуумов; культ индивидуального гения); общественные критерии ценности (например, честь и стыд; консерватизм и прогрессивность); значение труда, и отдыха (например, праздник как религиозное отправление; «Работа делает свободным»); структура и оценка власти (например, священное происхождение власти, авторитарные движения); отношение к войне и миру (например, справедливые и священные войны, принципиальное отрицание насилия); формы этики и права (например, этика как божественное определение; сословное понимание права); эстетические представления (например, прекрасное и отвратительное; искусство ради искусства);
[стр. 4]

— Точка зрения на юность и старость и на превалирующее их общественное положение (напр., геронтократия, культ юности); — Отношение к сексуальности и значение любви (напр., разделение секса, любви и супружества; романтическая любовь как смысл бытия); — Страхи и надежды (напр., представления о потустороннем мире; утопии); — Представления о соотношении радости, страдания и счастья, напр., атараксия (с греч.) (т.
е.
невозмутимость, полное спокойствие духа, к которому, по
учению стоиков, должен стремиться мудрец); преодоление страдания с помощью успокаивающих средств; — Оценка и преодоление болезненности (напр., понимание болезни как божьего наказания; представление о болезни как дефекте биологического механизма); — Представления о смерти и поведении человека при умирании (напр., умирание как цезура внутри жизни; смерть как вытеснение из мира повседневности); — Переживания между индивидом, семьей и обществом (напр., в группе взаимосвязанных индивидуумов; культ индивидуального гения); — Общественные критерии ценности (напр., честь и стыд; консерватизм и прогрессивность); — Значение труда и отдыха (напр., праздник как религиозное отправление; «Работа делает свободным»); — Структура и оценка власти (напр., священное происхождение власти; антиавторитарные движения); — Отношение к войне и миру (напр., справедливые и священные войны; принципиальное отрицание насилия); — Формы этики и права (напр., этика как божественное определение; сословное понимание права); — Эстетические представления (напр., прекрасное и отвратительное; искусство ради искусства); — Религиозность (напр., страх перед божеством или любовь к Богу; исключение гипотезы толкования божества); — Оценка природы и окружающего мира (напр., анималистическое восприятие природы; защита окружающей среды); — Космология (напр., мир как организм; мир как машина); — Восприятие пространства (напр., святость пространства; образцы передвижения в пространстве); — Восприятие времени (напр., циклическая картина исторического процесса; естественность или искусственность деления времени); — Образцы мышления (напр., ассоциативное мышление; разрешение проблем в ходе дискуссии или спора); — Регуляция поведения цивилизованным путем (напр., правила поведения за столом; жеманность, чопорность); — Формы коммуникации (напр., письменная и устная речь; язык жестов)» 19 .
Не все из перечисленных тем рассмотрены в этом обобщающем труде.
Авторы этой книги (а их более 30-ти) остановились на самых важных «основополагающих компонентах» менталитета в 17 разделах, обозначив их так: индивидуум — семья — общество; сексуальность — любовь; религиозность; тело и душа; болезни; радость— счастье — страдание; работа и праздник; возрастные особенности; умирание и смерть; страхи и надежды; общение; чужое и собственное; власть; право; природа и окружающий мир; пространство, время и история.
При этом все «компоненты» этой большой проблемы рассматривались соответствующими специалистами отдельно для периодов античности, средневековья и нового времени.
В результате этот труд оказался состоящим из 51 самостоятельного очерка, не считая предисловия и вводной главы «К теории и практике истории менталитета» (автор, он же и редактор этого коллективного труда,— профессор из Зальцбурга Петер Динцельбахер).
161

[Back]