Проверяемый текст
Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? // Отечественная история. 1995, № 3.
[стр. 27]

религиозность (например, страх перед божеством или любовь к Богу; исключение гипотезы толкования божества); оценка природы и окружающего мира (например, анималистическое восприятие природы; защита окружающей среды); космология (например, мир как организм; мир как машина); восприятие пространства (например, святость пространства; образцы передвижения в пространстве); восприятие времени (например, циклическая картина исторического процесса; естественность или искусственность деления времени); образцы мышления (например, ассоциативное мышление; разрешение проблем в ходе дискуссии или спора); регуляция поведения цивилизованным путем (например, правила поведения за столом, жеманность, чопорность); формы коммуникации (например, письменная или устная речь; язык жестов) [288, с.10-11].
Не все из перечисленных тем рассмотрены в этом обобщающем труде.
Авторы,
книги (более 30 ведущих специалистов Германии, Франции, Австралии, США) остановились на самых важных «основополагающих компонентах» менталитета, обозначив их следующим образом:: 1) индивидуум, — семья — общество; 2) сексуальность — любовь; 3) религиозность; 4) тело и душа; 5) болезни; 6) радость —счастье —страдание; 7) работа и праздник; 8) возрастные особенности; 9) умирание и смерть; 10) страхи и надежды; 11) общение; 12) чужое,и собственное; 13) власть; 14) право; 15) природа и окружающий мир; 16) пространство, время и история.
При этом все «компоненты» этой большой проблемы рассматривались соответствующими специалистами отдельно для периодов античности, средневековья и нового времени.
В результате этот труд оказался состоящим из
пятидесяти одного самостоятельного очерка, не считая предисловия и вводной главы «К теории и практике истории менталитета» (автор, он же и редактор этого труда, —профессор из Зальцбурга Петер Динцельбахер).
[стр. 4]

— Точка зрения на юность и старость и на превалирующее их общественное положение (напр., геронтократия, культ юности); — Отношение к сексуальности и значение любви (напр., разделение секса, любви и супружества; романтическая любовь как смысл бытия); — Страхи и надежды (напр., представления о потустороннем мире; утопии); — Представления о соотношении радости, страдания и счастья, напр., атараксия (с греч.) (т.
е.
невозмутимость, полное спокойствие духа, к которому, по учению стоиков, должен стремиться мудрец); преодоление страдания с помощью успокаивающих средств; — Оценка и преодоление болезненности (напр., понимание болезни как божьего наказания; представление о болезни как дефекте биологического механизма); — Представления о смерти и поведении человека при умирании (напр., умирание как цезура внутри жизни; смерть как вытеснение из мира повседневности); — Переживания между индивидом, семьей и обществом (напр., в группе взаимосвязанных индивидуумов; культ индивидуального гения); — Общественные критерии ценности (напр., честь и стыд; консерватизм и прогрессивность); — Значение труда и отдыха (напр., праздник как религиозное отправление; «Работа делает свободным»); — Структура и оценка власти (напр., священное происхождение власти; антиавторитарные движения); — Отношение к войне и миру (напр., справедливые и священные войны; принципиальное отрицание насилия); — Формы этики и права (напр., этика как божественное определение; сословное понимание права); — Эстетические представления (напр., прекрасное и отвратительное; искусство ради искусства); — Религиозность (напр., страх перед божеством или любовь к Богу; исключение гипотезы толкования божества); — Оценка природы и окружающего мира (напр., анималистическое восприятие природы; защита окружающей среды); — Космология (напр., мир как организм; мир как машина); — Восприятие пространства (напр., святость пространства; образцы передвижения в пространстве); — Восприятие времени (напр., циклическая картина исторического процесса; естественность или искусственность деления времени); — Образцы мышления (напр., ассоциативное мышление; разрешение проблем в ходе дискуссии или спора); — Регуляция поведения цивилизованным путем (напр., правила поведения за столом; жеманность, чопорность); — Формы коммуникации (напр., письменная и устная речь; язык жестов)» 19 .
Не все из перечисленных тем рассмотрены в этом обобщающем труде.
Авторы
этой книги (а их более 30-ти) остановились на самых важных «основополагающих компонентах» менталитета в 17 разделах, обозначив их так: индивидуум — семья — общество; сексуальность — любовь; религиозность; тело и душа; болезни; радость— счастье — страдание; работа и праздник; возрастные особенности; умирание и смерть; страхи и надежды; общение; чужое и собственное; власть; право; природа и окружающий мир; пространство, время и история.
При этом все «компоненты» этой большой проблемы рассматривались соответствующими специалистами отдельно для периодов античности, средневековья и нового времени.
В результате этот труд оказался состоящим из
51 самостоятельного очерка, не считая предисловия и вводной главы «К теории и практике истории менталитета» (автор, он же и редактор этого коллективного труда,— профессор из Зальцбурга Петер Динцельбахер).
161

[Back]