Проверяемый текст
Трофимов, Валерий Кириллович. Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект (Диссертация 2000)
[стр. 37]

В.
И.
Плотников считает, что ментальность как сплав чувств и умонастроений, бессознательных влечений и не вполне осознаваемых предпочтений отличается изменчивостью, текучестью.
Менталитет же представляет собой весьма устойчивую совокупность предпочтений, которые складываются на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признанных социокультурных норм, влияющих на формирование массовых установок.
Следовательно, если ментальность отличается релятивностью, то менталитет—стабильностью, постоянством, устойчивостью
[86, с.194].
Таким образом, авторы либо отождествляют понятия «менталитет» и «ментальность», свободно заменяя одно другим в тексте, либо просто предпочитают одно, другого даже не упоминая, либо противопоставляют их друг другу.
Отечественные мыслители давно обратили внимание на важность изучения проблем, так или иначе связанных с менталитетом, задолго до появления в России самого термина.
Но каким образом вошло в русскую науку понятие «менталитет», и была ли необходимость заимствования иноязычного термина? Такое заимствование — скорее дань современной моде на западную терминологию в нашей науке, хотя за этим можно усмотреть и реальную общественную потребность.
Наш язык не скуп на понятия для описания духовной жизни, ее истории и многообразия.
«Образ мыслей», «мироощущение», «мировоззрение», «стиль мышления», «дух эпохи» и близкие по смыслу слова были в активном ч лексиконе русских мыслителей с начала XIX века.
Понятия эти множились в конце XIX —начале XX века, поскольку была необходимость выразить нюансы духовной жизни, а сделать это было не легко.
Утверждению общепринятых 4 ___ терминов помешали политические события в России в XX веке.
Для отечественной науки, развивающейся после 1917 года исключительно под знаком марксизма, выше перечисленные понятия, стали скорее метафорами, нежели научными категориями.
[стр. 76]

охватывает внеличностные структуры сознания, те его стороны, которыеI индивид разделяет с другими членами социума.
Необходимо специально обратить внимание на стабильность и устойчивость менталитета в функционировании социокультурных систем.
В этой связи заслуживают внимания рассуждения В.И.
Плотникова о несовпадении понятий “ментальность” и “менталитет”, которые в литературе нередко отождествляются [см.
Двенадцать лекций по философии, 1996, с.194].
Ментальность как сплав чувств и умонастроений, бессознательных влечений и не вполне осознаваемых предпочтений отличается изменчивостью, текучестью,
подвижностью.
Менталитет же представляет собой весьма устойчивую совокупность предпочтений, которые складываются на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признанных социокультурных норм, влияющих на формирование массовых установок.
Следовательно, если ментальность отличается релятивностью, то менталитет стабильностью, постоянством, устойчивостью.

В данной диссертационной работе исследуется именно менталитет русской нации.
Роль менталитета состоит в адаптации к окружающей среде: он “определяет, пишет В.В.
Козловский, стереотипное отношение к внешним условиям и корректирует выбор альтернатив социального поведения” [Козловский, 1997, с.
35].
Бросается в глаза, что такое предназначение менталитета совпадает с описанной Э.
Фроммом функцией социального характера, что еще раз подтверждает нашу мысль о родстве этих социокультурных феноменов.
Отметим, что менталитет имеет сложную внутреннюю структуру и включает в свой состав, как считает В.В.
Козловский, семь измерений [см.
Козловский, 1997, с.
37].
Ментальность это: 1) система значений актуальные для данного типа мышления идеи; 2) ценности принципы личного и группового восприятия в социальных ситуациях; 3) типичные 76

[Back]