Проверяемый текст
Солманидина, Наталья Викторовна. Менталитет как "философское измерение" российской истории в творчестве В.О. Ключевского (Диссертация 2001)
[стр. 58]

отождествлении с полюсами дуальной оппозиции, в других случаях поиск новой меры происходит на основе новых условий, средств и целей.
В одних случаях, мера ищется на чисто эмоциональной основе, в других —на пути интеллектуализации.
Подводя итог выше приведенным трактовкам «менталитета» подчеркнем, что однозначного и устоявшегося подхода к пониманию данной категории в отечественной науке не существует.
Обусловлено это, с одной стороны, универсальным характером категории, который позволяет использовать ее в разных науках и, соответственно, накладывать свой специфический отпечаток на ее содержание, объем, структуру, способы и направленность применения.
С другой стороны, сама эта категория настолько сложна и многоаспектна, имеет так много структурных составляющих, что смещение акцентов с одного элемента на другой может изменить смысл и методологию ее использования в рамках одной науки в зависимости от конкретных целей и задач исследователя.
В-третьих, существует неопределенность в структурном и смысловом размежевании данного понятия с категориями «мировидение», «духовный мир», «идеология».
Часто данные понятия перекрываются друг с другом, используются для характеристики одних и тех же явлений.
* Обобщая предшествующий опыт, в данной работе мы подразумеваем под термином «менталитет» — общую духовную настроенность, относительно целостную совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества.
Менталитет характеризует специфические уровни ь индивидуального и коллективного сознания, а также бессознательное; в этом смысле он представляет собой специфический тип мышления.
Захватывая коллективное бессознательное, менталитет выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы окружающего мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и культурной традиции.
[стр. 33]

33 веровании, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества» (129, 241).
Это понятие отражает специфику различных типов культур в их объяснении окружающего мира, понимании целей развития, основных ценностных ориентаций.
Менталитет выражается не только в особенностях образа мыслей, но и эмоциональной оценке тех или иных событий.
В культурологическом контексте данный термин начал приобретать права гражданства лишь в самые последние десятилетия XX в.
Парадоксально, что чем шире он начал употребляться, тем разнообразнее становилось его толкование.
При этом в разных странах ученые вкладывают в него близкое, но отнюдь не одинаковое значение.
В зарубежной историографии пионерами в применении этого термина и изучении явления, обозначаемого им, стали французские ученые, принадлежащие к школе «Анналов».
В своих концепциях они ориентировались на анализ структур духовной жизни общества, на поиск фундаментальных устойчивых структур сознания.
Менталитет для них центральный узел, своеобразный стержень исторического процесса.
Одним из первых развернутое определение менталитета дал Г.
Бутуль в монографии «Менталитет», впервые опубликованной в 1952 г.
Он считает, что «менталитет это совокупность идеи и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединенных друг с другом логическими связями или же отношениями веры...
Наш менталитет находится между нами и миром, как призма.
Она, пользуясь выражением Канта, является априорной формой нашего познания» (245, 31-32).
В этом определении обращает на себя внимание, прежде всего, стремление связать понятие менталитета с верой, а не с познанием.
Следует заметить, что почти все зарубежные ученые подчеркивают значение веры в менталитете.
По их мнению, она является его важнейшей составной частью и всегда изначально присутствует в человеческом сознании.
В данном определении отметим также место менталитета между миром и воспринимающим его субъектом.
Бутуль,

[Back]