Проверяемый текст
Солманидина, Наталья Викторовна. Менталитет как "философское измерение" российской истории в творчестве В.О. Ключевского (Диссертация 2001)
[стр. 59]

Менталитет как понятие позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами.
В этом смысле внутри менталитета находят себя различные оппозиции —природное и культурное, эмоциональное и рассудочное, иррациональное и рациональное, индивидуальное и общественное.
Социальное поведение целиком и полностью не складывается из непрерывной аналитической деятельности, на оценку того или иного явления конкретным индивидом влияют его прежний социальный опыт, здравый смысл, интересы.
То есть, менталитет —это то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире.
Навыки осознания окружающего, мыслительные схемы, образные комплексы находят в менталитете свое культурное обнаружение.
«Ментальность» — это социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности.
Ментальность выражает не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания, будучи имплицирована в языке и других знаковых системах, в обычаях, традициях и верованиях.
Таким образом, рассмотрев отечественные традиции осмысления ментальности, мы пришли к следующим выводам: Во-первых, провели различие между терминами «менталитет» и Ф «ментальность».
Отличие менталитета от ментальности заключается в том, что «менталитет» имеет всеобщее, общечеловеческое значение, «ментальность»
же может относиться к различным социальным стратам и историческим эпохам.
Во-вторых, проследили развитие проблемы ментальностей в советской науке.
Проблема ментальностей исследовалась в филологии и получила свое развитие в трудах Ю.
М.
Лотмана, В.
Н.
Топорова.
М.
М.
Бахтин заложил основы направления, рассматривающего массовое сознание.
Таким образом,
[стр. 37]

работам А.Я.Гуревича (Человек в истории, 1998), П.С.Гуревича (Философия культуры, 1994), В.В.Козловского (Понятие ментальности в социологической перспективе, 1997), А.П.Маркова (Российская ментальность: духовнокультурная основа возрождения России, 1996).
Вот определение, данное А.Я.Гуревичем, согласно которому менталитет «это живая, изменчивая и при всем том обнаруживающая поразительно устойчивые константы магма жизненных установок и моделей поведения, эмоций и настроений, которая опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу и культурной традиции» (60, 454).
В другой работе ученый определяет менталитет как «социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности» (62, 75).
Иными словами, менталитет — это «представления людей, заложенные в их сознание культурой, языком, религией, воспитанием, социальным общением» (62, 85).
Перечень этих представлений у А.Я.Гуревича в целом совпадает с тем, что находится в поле зрения западноевропейской историографии (представления о пространстве, времени, душе, теле, сексе, любви и проч.), но Гуревич выделяет и такой фактор, как возможность доступа к разным видам источников, к средствам хранения и распространения информации.
Реконструкция этих представлений, по мнению Гуревича, помогает воссоздать картину мира той или иной эпохи.
В отечественной науке складывается направление изучения менталитета как совокупности неотрефлексированных и массовых поведенческих стереотипов, противостоящих осознанным, нестандартным решениям отдельных индивидов.
Философско-антропологическое содержание понятия «ментальность» позволяет в целостном единстве сочетать: психологические установки чувственно-образной формы, символы как результат опредмечивания, 37

[стр.,44]

«национальный образ мира», «национальная картина мира» и т.д..
Не заменяя ни одно из них, не будучи тождественным ни одному из них, он включает их в себя.
&т% Таким образом, рассмотрев теоретический аспект менталитета, мы пришли к следующим выводам: Во-первых, выявили пересечения и расхождения в трактовке менталитета западноевропейским и отечественным гуманитарным знанием.
Главное, что объединяет отечественных и зарубежный исследователей менталитета это стремление выделить многоликую и многообразную совокупность явлений духовной жизни.
Основное отличие заключается в том, что большинство зарубежных ученых подчеркивают значение веры в менталитете.
Отечественная школа, признавая важную роль религии, расширяет понятие менталитета, определяя его как представления людей, заложенные в их сознание не только религией, но и языком, воспитанием, социальным общением, культурой в целом.
Во-вторыых, провели различие между менталитетом и ментальностью, менталитетом и понятиями «мировидение», «духовный мир», «идеология».
Отличие менталитета от ментальности заключается в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, «ментальность»
может относиться к различным социальным стратам и историческим эпохам.
Близким по содержанию к понятию «менталитет» является понятие «мировидение», однако, если мировидение по сути своей пассивно, созерцательно, то менталитет активен, действенен.
44

[Back]