Проверяемый текст
Солманидина, Наталья Викторовна. Менталитет как "философское измерение" российской истории в творчестве В.О. Ключевского (Диссертация 2001)
[стр. 60]

несмотря на идеологизацию отечественной науки, во второй половине XX века наметились новые направления гуманитарного исследования.
Общим для них было изучение потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью человека, с его жизненными ориентирами.
В-третьих, вопрос о менталитете —вопрос, широко дискутируемый в нашей стране.
Этап разработки этой проблемы в настоящее время существенно продвинулся, но, тем не менее, его скорее можно охарактеризовать как уровень описания, когда активно идет сбор информации по этой проблеме.
Однако нельзя не отметить глубокие исследования некоторых авторов (например, А.
Я.
Гуревича), выстроивших на основе западных теорий свои собственные концепцию менталитета.
Согласно Гуревичу, менталитет — это «живая, изменчивая и при всем том обнаруживающая поразительно устойчивые константы магма жизненных установок и моделей поведения, эмоций и настроений, которая опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу и культурной традицию).
В-четвертых, выделили такие подходы в исследовании менталитета как философский,, психологический, социологический, политологический, антропологический.
Психологический подход вбирает в себя: 1.
раскрытие менталитета как характеристики индивидуального сознания; 2.
рефлексию индивидуумом окружающей реальности как основной способ ментального а проявления; 3.
подчеркивание роли, которую играет культура в данной среде как основополагающий фактор, формирующий менталитет.
* Особенность философского толкования менталитета заключается в том, что он осмысливается с двух позиций: онтологически, как реальный феномен, который объективно существует; гносеологически, как теоретический конструкт исследователя, смоделированный с целью более полного объяснения сложного общественного комплекса.
Научный анализ менталитета философами включает в себя эмоциональный и ценностный аспекты жизни социальных групп, их духовную культуру.
[стр. 37]

работам А.Я.Гуревича (Человек в истории, 1998), П.С.Гуревича (Философия культуры, 1994), В.В.Козловского (Понятие ментальности в социологической перспективе, 1997), А.П.Маркова (Российская ментальность: духовнокультурная основа возрождения России, 1996).
Вот определение, данное А.Я.Гуревичем, согласно которому менталитет «это живая, изменчивая и при всем том обнаруживающая поразительно устойчивые константы магма жизненных установок и моделей поведения, эмоций и настроений, которая опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу и культурной традиции» (60, 454).
В другой работе ученый определяет менталитет как «социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности» (62, 75).
Иными словами, менталитет — это «представления людей, заложенные в их сознание культурой, языком, религией, воспитанием, социальным общением» (62, 85).
Перечень этих представлений у А.Я.Гуревича в целом совпадает с тем, что находится в поле зрения западноевропейской историографии (представления о пространстве, времени, душе, теле, сексе, любви и проч.), но Гуревич выделяет и такой фактор, как возможность доступа к разным видам источников, к средствам хранения и распространения информации.
Реконструкция этих представлений, по мнению Гуревича, помогает воссоздать картину мира той или иной эпохи.
В отечественной науке складывается направление изучения менталитета как совокупности неотрефлексированных и массовых поведенческих стереотипов, противостоящих осознанным, нестандартным решениям отдельных индивидов.
Философско-антропологическое содержание понятия «ментальность» позволяет в целостном единстве сочетать: психологические установки чувственно-образной формы, символы как результат опредмечивания, 37

[Back]