Проверяемый текст
Солманидина, Наталья Викторовна. Менталитет как "философское измерение" российской истории в творчестве В.О. Ключевского (Диссертация 2001)
[стр. 63]

II.
СПЕЦИФИКА РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА 2.1.
ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР В МЕНТАЛИТЕТЕ РУССКОГО НАРОДА + Исследование специфики русского менталитета для современной России особенно актуально.
Модернизация страны в последние годы показала, сколь опасна для нее механическое и слепое копирование чужого опыта, не считающееся с самобытными особенностями российского социума и психологии русского народа.
Чужой опыт индивидуален и эффективен только на своей почве..
Если же он некритически насаждается на почве иной национальной ментальности, то рано или поздно становится детонатором социальной нестабильности.
Обновление российского общества, сколько бы оно ни было необходимым, должно базироваться на реализации созидательных, а не разрушительных потенций характера русского народа.
Любое реформирование общества только тогда ценно и оправдано, когда оно разумно сочетает мировой опыт и национальное своеобразие.
Специфику русского национального менталитета не представляется возможным выявить без определения понятий «национальный менталитет» и «национальный характер».
Термин «национальный менталитет» является составным понятием по отношению к категориям «менталитет» и «ментальность».
Менталитет шире, объемнее, чем национальный менталитет.
Это аргументировано показывает И.
В.
Кондаков.
Он полагает, что возможно
изучение менталитетов, охватывающих и другие общности, помимо наций (религиозные, классовые, государственно-политические).
Поэтому в данном случае было бы точнее говорить о национальном менталитете
[140, с.43].
Одна из особенностей национального менталитета состоит в том, что он.
ярче проявляется на уровне больших общностей, чем на уровне личностей, что
давно подметил русский историк Н.
М.
Карамзин.
«Сходствуя с другими
[стр. 42]

говорим о ментальности, то имеем в виду прежде всего не какие-то вполне осознанные и более или менее четко формулируемые идеи и принципы, а то конкретное наполнение, которое в них вкладывается не «план выражения», а «план содержания», не абстрактные догмы, а «социальную историю идей» (60,454-456).
В отличие от идеологии менталитет —то общее, что объединяет сознательное и бессознательное, рациональное и интуитивное, общественное и индивидуальное, теоретическое и практическое.
Неравнозначны такие понятия как «менталитет» и «национальное своеобразие».
Менталитет шире, объемнее, чем национальное своеобразие.
Это очень аргументировано показывает И.В.Кондаков.
Он полагает, что возможно
выявление и изучение менталитетов, охватывающих и другие общности, помимо наций (религиозные, классовые, государственнополитические, сциентистские и т.п.).
Поэтому в данном случае было бы точнее говорить о национальном менталитете
(115,43).
Одна из особенностей менталитета состоит в том, что он ярче проявляется на уровне больших общностей, чем на уровне личностей, что очень давно и точно подметил русский историк Н.М.Карамзин.
«Сходствуя с другими
европейскими народами, мы разноствуем с ними в некоторых способностях, обычаях, навыках, так что ни можно иногда отличить россиянина от британца, но всегда отличим россиян от британцев: во множестве открывается народное» (88, 145).
Социально-исторический подход в определении менталитета предлагает И.К.
Пантин: «Менталитет...
это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах не исключая катастрофические» (175, 30).
Речь здесь идет не о менталитете в целом, а о национальном менталитете.
Как правило, черты, определяющие ментальность той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, 42

[Back]