Проверяемый текст
Солманидина, Наталья Викторовна. Менталитет как "философское измерение" российской истории в творчестве В.О. Ключевского (Диссертация 2001)
[стр. 69]

Русский народ занимает определенную природную нишу, и это обстоятельство не могло не сказаться на особенностях его национального менталитета.
«Душа народа, —говорит И.
А..
Ильин, —находится в живой и таинственной взаимосвязи с его природными условиями и потому не может быть достаточно объяснена и понята без этой взаимосвязи» [115, с.376].
Природа является «колыбелью народа», определяющей его судьбу и формирующей его национальный характер.
Применительно к русскому народу природный фактор включает в себя местоположение страны, особенности климата и почв, территориальные размеры государства.
Особую роль природы в цивилизационной системе России отмечали Н.
М.
Карамзин, С.
М.
Соловьев, В.
О.
Ключевский.
Последний дал подробную географическую характеристику европейской части России и проследил влияние природы страны на историю ее народа, на становление российского менталитета.
Ключевский считал, что особо важное воздействие природный фактор имеет на развитие великорусского племени в первые века русской истории.
Вот как он описывает те природные условия, в которые попали восточные славяне России:: «С первобытным культурным запасом, принадлежавшим всем арийским племенам и едва ли значительно умноженным в эпоху переселения народов, восточные славяне с первых своих шагов в пределах России очутились в географической и международной обстановке, совсем не похожей на ту, в какую несколько ранее попали их арийские родичи, германские племена, начавшие новую историю Западной Европы.
Так бродячий германец усаживался среди развалин, которые прямо ставили его вынесенные из лесов привычки и представления под влияние мощной культуры, в среду покоренных ими римлян или романизированных провинциалов павшей империи, становившихся для него живыми проводниками и истолкователями этой культуры.
Восточные славяне, напротив, увидели себя на бесконечной равнине, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и
р болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новоселье, среди соседей, чуждых по происхождению и низших по развитию, у которых нечем
[стр. 65]

65 объяснения своей концепции исторического развития России.
Ключевскому понадобилось дать подробную географическую характеристику европейской части России и проследить влияние природы страны на историю ее народа, на становление российского менталитета.
Для этой цели, используя материалы лекций, прочитанных в 1872 г.
на Высших женских курсах, автор поместил в «Курсе...» две специальные лекции (III IV) (112,1,63-89).
•ь, Ключевский считает: «Великорусское племя не только известный этнографический состав, но и своеобразный экономический строй и даже особый национальный характер, и природа страны много поработала и над этим строем и над этим характером» (112, 1, 310).
Говоря о России и ее менталитете, Ключевский считал, что особо важное влияние геоприродные факторы имеют на их развитие в первые века русской истории, поскольку влияние духовных факторов на историческую жизнь народа было тогда незначительным.
Вот как описывает он в 1 главе «Курса русской истории» те геоприродные и культурные условия, в которые попали восточные славяне России: «С первобытным культурным запасом, принадлежавшим всем арийским племенам и едва ли значительно умноженным в эпоху переселения народов, восточные славяне с первых своих шагов в пределах России очутились в географической и международной обстановке, совсем не О похожей на ту, в какую несколько раньше попали их арииские родичи, германские племена, начавшие новую историю Западной Европы.
Там бродячий германец усаживался среди развалин, которые прямо ставили его вынесенные из лесов привычки и представления под влияние мощной культуры, в среду покоренных ими римлян или романизированных провинциалов павшей империи, становившихся для него живыми проводниками и истолкователями этой культуры.
Восточные славяне, напротив, увидели себя на бесконечной равнине, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и
болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новоселье, среди соседей, чуждых по

[Back]