Проверяемый текст
Солманидина, Наталья Викторовна. Менталитет как "философское измерение" российской истории в творчестве В.О. Ключевского (Диссертация 2001)
[стр. 70]

было позаимствоваться и с которыми приходилось постоянно бороться, в стране не насиженной и нетронутой, прошлое которой не оставило пришельцам никаких житейских приспособлений и культурных преданий, не оставило даже развалин, а только одни бесчисленные могилы в виде курганов, которыми усеяна степная и лесная Россия.
Этими первичными условиями жизни русских славян определилась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава»
[133, с.47-48].
По мнению Ключевского, более всего на формирование менталитета русского народа повлияли —лес, степь, река.
Это основные стихии русской природы по своему историческому развитию.
Каждая из них
приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека.
В лесной России были заложены основы русского государства: «Киев теперь находится почти в степной полосе, а летопись помнит его еще совсем лесным городом: «И бяше около града лес и бор велик»
[133, с.72].
Поэтому не случайно историк начинает обзор с леса, отмечая ту великую роль, которую он сыграл в истории России.
До второй половины XVIII в.
жизнь наибольшейч
ф части русского народа шла в лесной полосе.
Лес оказывал русскому человеку
разнообразные услуги —хозяйственные, политические и даже нравственные.
Он служил надежным убежищем от внешних врагов.
Но, несмотря на все услуги, лес всегда был тяжел для русского человека: он грозил дикими зверями, разбойниками, у него было трудно отвоевать новые территории для хлебопашества.
Небрежное и недружелюбное отношение русского народа к лесу проявляется в том, что он населил лес всевозможными зловещими существами.
«Лес без лешего не стоит», — гласит русская пословица..
Лес царство леших одноглазых, которые «подобно Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути» [124, с.56-57].
Зато никакой двусмысленности не было у русского человека с рекой.
Она соседка и кормилица, водяная и ледяная дорога.
«Река является даже
[стр. 66]

происхождению и низших по развитию, у которых нечем было позаимствоваться и с которыми приходилось постоянно бороться, в стране ненасиженной и нетронутой, прошлое которой не оставило пришельцам никаких житейских приспособлений и культурных преданий, не -оставило даже развалин, а только одни бесчисленные могилы в виде курганов, которыми усеяна степная и лесная Россия.
Этими первичными условиями жизни русских славян определилась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава»
(курсив наш.
-Н.С.) (112, 1,47-48).
По мнению Ключевского, более всего повлияли на формирование менталитета русского народа лес, степь и река.
Лес, степь и река это, согласно Ключевскому, основные стихии русской природы по своему историческому развитию.
"Каждая из них
и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека» (112, 1, 82).
В лесной России были заложены основы русского государства: «Киев теперь находится почти в степной полосе, а летопись помнит его еще совсем лесным городом: «И бяше около града лес и бор велик»
(112, 1, 72).
Поэтому Ключевский начинает свой обзор с леса, отмечая ту великую роль, которую лес сыграл в истории России.
До второй половины XVIII в.
жизнь наибольшей
части русского народа шла в лесной полосе.
Лес оказывал русскому человеку
услуги хозяйственные, политические, даже нравственные.
Он заменял русскому человеку горы и замки, служа самым надежным убежищем от внешних врагов.
Русское государство могло укрепиться только на далеком от Киева севере под прикрытием лесов со стороны степи.
Вместе с тем, несмотря на все услуги, лес всегда был тяжел для русского человека: он грозил дикими зверями, разбойниками, у него было трудно отвоевать новые территории для хлебопашества.
Недружелюбное или небрежное 66

[Back]