Проверяемый текст
Трофимов, Валерий Кириллович. Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект (Диссертация 2000)
[стр. 76]

Точно Ключевский объяснил и другие, связанные с природным влиянием, национальные черты.
Речь идет о знаменитых русских «авось», расчет на удачу.
Природа часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса, а своенравие климата и почвы обманывает его самые скромные ожидания.
Привыкнув к таким обманам,
«расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги.
Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось»
[133, с.315].
Не случайно, что во всем мире одна из самых смертельно опасных игр называется «русской рулеткой».
С этим знаменитым «авось» можно связать столь свойственный русским иррационализм, проявляющийся; в безрассудстве, в неподдающихся объяснению с позиций самосохранительной логики поступках.
Однако, в силу противоречивой природы, даже такое, казалось бы, безнадежно отрицательное качество дает русским некоторое преимущество перед другими народами, особенно в творческих видах деятельности.
По отзывам американских специалистов,
русские программисты имеют превосходство перед западными специалистами в области компьютерных программ: «Для них нет понятия «не решаемая» задача...Они по складу мышления более универсальны и поэтому без всякой боязни берутся за работу, на первый взгляд невыполнимую.
И, что самое удивительное, решают проблему»
[99, с.43].
Старая истина о том, что I наши недостатки есть продолжение наших достоинств, в полной мере применима и к русскому «авось».
Влияние особенностей природной среды явственно обнаруживается
на чувственно-эмоциональной компоненте русского национального менталитета.
Огромный и довольно однообразный пейзаж равнины, многомесячная зима, покрывающая белоснежным покровом поля и леса, короткое непредсказуемое лето, долгая осень с затяжными унылыми дождями, хмурое северное небо —все это способствует, по нашему мнению, преобладанию у русских людей минорного душевного настроя.
Наглядным образом минорный настрой души
[стр. 104]

104 и зиму.
“Так великоросс приучился к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья.
Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время; но нигде в Европе, кажется, не найдется такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии” [Ключевский, 1995, с.
279].
Отсюда проистекает русская привычка затягивать время при исполнении работ, сменяющаяся штурмовщиной.
Нередко лишь крайняя необходимость и цейтнот подвигают русского на завершение запланированной работы.
Немалый смысл присутствует в народной прибаутке: “Поколоти русского он часы сделает”.
Поэтому воспитание в себе исполнительского педантизма предстает исторической задачей, которую еще предстоит в полной мере решать русскому народу, ибо эта задача не решена и в настоящее время.
Весьма тонко и глубоко В.О.
Ключевский объяснил и другое, связанное с природным влиянием, национальное ментальное качество.
Речь I вдет о знаменитом русском “авось”, проявляющемся в безрассудности, в вере в судьбу и удачу.
Природа очень часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса, а своенравие климата и почвы обманывает его самые скромные ожидания.
Привыкнув к таким обманам,
“расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги.
Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось”
[Ключевский, 1995, с.
279].
Интересно отметить, что во всем мире одна из самых смертельно опасных игр называется “русской рулеткой”.
С этим знаменитым “авось” можно связать столь свойственный русским иррационализм, проявляющийся в безрассудстве, в неподдаюхцихся объяснению с позиций самосохранигельной логики поступках.


[стр.,105]

Однако, в силу противоречивой природы национально-ментальных свойств, даже такое, казалось бы, безнадежно отрицательное качество дает русским некоторое преимущество перед другими народами, особенно в творческих видах деятельности.
По отзывам американских специалистов,
программисты-россияне имеют преимущество перед западными специалистами в области компьютерных программ: “Для них нет понятия “нерешаемая задача” ...
Они по складу мышления более универсальны и поэтому без всякой боязни берутся за работу, на первый взгляд невыполнимую.
И, что самое удивительное, решают проблему”
[Загадки русской души, 1996, с.
43].
Старая истина о том, что наши недостатки есть продолжение наших достоинств, в полной мере применима и к русскому “авось”.
Влияние особенностей природной среды явственно обнаруживается
также в чувственно-эмоциональной компоненте русского национального менталитета.
Необъятный и довольно однообразный пейзаж равнины, многомесячная зима, покрывающая белоснежным покровом поля и леса, короткое непредсказуемое лето, долгая осень с затяжными унылыми дождями, хмурое северное небо все это способствует, по нашему мнению, преобладанию у русских людей минорного душевного настроя.
Наглядным образом минорный настрой души
демонстрируется в русской песне, в музыке, в поэзии.
Грусть является общим и ведущим мотивом русской поэзии, а лучшие русские народные песни проникнуты грустным содержанием, заунывным и протяжным напевом.
Так, волшебство художественно-эстетического воздействия на русского человека поэзии А.С.
Пушкина достигает своего апогея, если она пронизана грустными мотивами: Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит Летят за днями дни, и каждый день уносит 105

[Back]