Проверяемый текст
Трофимов, Валерий Кириллович. Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект (Диссертация 2000)
[стр. 78]

одной стороне; расточительство, разгул, бесшабашность, слабая самодисциплина на другой.
Власть шири над русской душой детерминирует целый ряд русских свойств и русских недостатков.
С нею связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности
[26, с.61].
Пространственные размеры страны держали русский народ в непомерном напряжении сил, требовали от него смирения и жертвы, но они же давали ему чувство безопасности.
Огромная и широкая русская земля всегда спасает русского человека, и
потому он привык полагаться на ее заступничество, больше брать от нее, чем возвращать.
Если другие народы привыкли дорожить каждой горстью своей земли, то в русском народе не может не обескураживать беспечность и расточительность в этом отношении.
Ему часто кажется, что земля и природные богатства,
л которыми он владеет, никогда не кончатся.
К сожалению, бережное отношение * к родной природе не является главной чертой характера русских и отличает их от многих других народов, живущих в условиях тесного и ограниченного пространства, которое надо организовать и охранять.
Бесконечность пространства непосредственным образом связана также со специфически русским пониманием и проявлением свободы.
Свободолюбие составляет исконно русскую национальную черту, которая
выросла из географического влияния.
Владея огромными территориями, русский народ имел на протяжении многих
столетий такую степень реальной свободы, о I которой не мог и мечтать любой из других народов, сдавленных тесным пространством.
Русский человек,, задавленный нуждой,
имел всегда возможность убежать на новые, неподвластные хозяину или государству земли.
Он не всегда делал это, но в его
душе никогда не угасала искорка реального свободолюбия.
Однако свобода в русской интерпретации имеет
своеобразную национальную окраску.
Она воспринимается в народном сознании как вольница и вседозволенность.
Воля —таково русское определение свободы.

«Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем.
Прислушайтесь
[стр. 107]

Следует иметь в виду то, что существование русской нации связано с необходимостью овладения, организации и защиты огромной территории.
Гигантские пространства, которые необходимо обустраивать, не могли не сказаться на ментальных свойствах русского народа.
По мнению Н.А.
Бердяева, необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души: “Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, широта^’ [Бердяев, 1994, с.
79].
Безграничность пространства местообитания русского народа оказывает крайне противоречивое воздействие на его менталитет.
Широта, удаль, щедрость, свободолюбие на одной стороне; расточительство, разгул, бесшабашность, слабая самодисциплина на другой.
Власть шири над русской душой детерминирует целый ряд русских свойств и русских недостатков.
С нею связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности
[см.
Бердяев, 1991, с.
64].
Пространственные размеры страны держали русский народ в непомерном напряжении сил, требовали от него смирения и жертвы, но они же давали ему чувство безопасности.
Огромная и широкая русская земля всегда спасает русского человека, и
поэтому он привык полагаться на ее заступничество, больше брать от нее, чем возвращать.
Если другие народы привыкли дорожить каждой горстью своей земли, то в русском народе не может не обескураживать беспечность и расточительность в этом отношении.
Ему часто кажется, что земля и природные богатства,
которыми он владеет, никогда не кончатся.
Может быть, именно поэтому русский народ столь легко воспринял потерю многих своих исконных территорий после распада СССР.
В конце XX века русский народ, как нам представляется, не выдержал испытания гигантским и бесконечным пространством как непременным условием сохранения здоровья национально-государственного тела.
К сожалению, 107

[стр.,108]

рачительное, бережное, ревностное отношение к родной природе не составляет отличительной ментальной черты русского народа и контрастно отличает его от многих других народов, живущих в условиях тесного и ограниченного национального пространства, которое надо организовать, лелеять и охранять.
Бесконечность пространства непосредственным образом связана также со специфически русским пониманием и проявлением свободы.
Свободолюбие составляет исконно русскую национальную черту, которая
вырастает в известной мере из географического влияния.
Владея огромными территориями, русский народ имел на протяжении многих
веков такую степень реальной свобода, о которой не мог и мечтать любой из других европейских народов, сдавленных тесным пространством.
Русский человек, задавленный нуждой,
всегда имел возможность убежать на новые, неподвластные хозяину или государству земли.
Он не всегда делал это, но в его
менталитете никогда не угасала искорка не иллюзорного, а реального свободолюбия.
Однако свобода в русской интерпретации имеет
специфическую национальную окраску.
Дело в том, что она воспринимается в народном сознании как вольница и вседозволенность.
Воля таково русское определение свободы,
вытекающее во многом из географической координаты национальной истории: “Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем.
Прислушайтесь
к языку: погулять на воле, выйти на волю.
Воля это отсутствие забот о завтрашнем дне; это беспечность, блаженная погруженность в настоящее” [Лихачев, 1981, с.
8].
Широкие пространства, владевшие душами русских людей, вылились в понятие воли, отличное от европейского понимания свобода.
Если для европейца свобода есть сознательный и добровольный учет необходимости в своих поступках, то для русского свобода это воля, соединенная с простором, с неограниченным ничем пространством.
108

[Back]