Проверяемый текст
Трофимов, Валерий Кириллович. Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект (Диссертация 2000)
[стр. 88]

спасения отечества.
К примеру, французы, вторгшиеся в Россию в 1812 году, больше всего
удивились неведомому им по войнам в Европе уничтожению русскими своих домов и имущества, вылившемуся в грандиозный московский пожар.
Имея в виду стойкость русского солдата, Наполеон говорил, что его мало убить —его надо еще повалить.

Одно из лучших описаний мужества, самоотверженности и в то же время спокойной уверенности русского человека на войне было дано JI.
Н.
Толстым в «Севастопольских рассказах».
Русские, если глубоко затронуты; их патриотические чувства, если они чувствуют справедливый характер войны, то готовы терпеть любые невзгоды и лишения.
«Из-за креста, из-за названия, из-за угрозы не могут принять люди эти ужасные условия:: должна быть другая, высокая побудительная причина.
И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но
лежащее в глубине каждого —любовь к Родине» [249, с.18].
Каждый раз, когда иностранная армия вторгалась в Россию, война неизбежно перерастала в народную,
показывая лучшие черты характера русской нации.
Именно в экстремальных условиях войны русский народ проявляет высокие образцы нравственности — доброту, готовность делиться последним, самоотверженность.
Войны,, которые вела Россия, оказали ;противоречивое воздействие на русский народ.
Они уничтожали самую здоровую и жизнеспособную часть народа.
Так как данный процесс продолжался столетиями, то ранний уход из жизни лучших представителей русской нации отрицательно сказался не только на наследственности, снижая планку генетического отбора, но и на воспитании детей.
Сложно подсчитать потери, которые понес русский народ по этой причине.
В то же время появился позитивный духовный аспект вечной угрозы и близости непредвиденной смерти.
«Смертельная опасность, особенно на войне, — говорит И..
А., Ильин, — обладает нравственно-религиозной, отрезвляющей, обновляющей силой и оказывает свое влияние на человека и на народ»
[115, с.491].
Национальным свойством русских стала способность
[стр. 111]

Ill шаг за шагом во всех направлениях, но не обеспечивая окончательно безопасности своих границ.
Поэтому даже военные действия на чужих территориях носили чаще всего характер превентивных оборонительных действий.
Столетия военных угроз, боевых успехов и поражений, нового собирания сил и нового военного напряжения закаляли в менталитете русского народа данные ему от природы выносливость, неприхотливость, стойкость, самоотверженность, готовность жертвовать личным благополучием во имя спасения отечества.
К примеру, французы, вторгшиеся в Россию в 1812 году, больше всего
поразились неведомому им по войнам в Европе уничтожению русскими своих домов и имущества, вылившемуся в грандиозный московский пожар [см.
Французы в России, 1991, с.
214-238].
Имея в виду стойкость русского солдата, Наполеон говорил, что его мало убить его надо еще повалить.

Возможно, что лучшее описание мужества, самоотверженности и в то же время спокойной уверенности русского человека на войне дано Л.Н.
Толстым.
Русские люди, если глубоко затронуты их патриотические чувства, и если они чувствуют справедливый характер войны, готовы терпеть любые невзгоды и лишения.
“Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина.
И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но
лежшцее в глубине каждого, любовь к Родине” [Толстой, 1984, с.
19].
Каждый раз, когда иностранная армия вторгалась в Россию, война неизбежно перерастала в народную,
ярко высвечивая все лучшие ментальные свойства русской нации.
Как эго не странно, именно в экстремалъных условиях войны русский народ проявляет высокие образцы нравственности доброту, готовность делиться последним, самоотверженность до самоотречения.
И совсем не случайно русские солдаты-ветераны с такой теплотой вспоминают свою

[стр.,112]

112 военную молодость.
Войны, как некий магический кристалл, высвечивали не только социально-экономические пороки российского общества, но и лучшие душевно-духовные силы русской нации.
Бесконечные войны, выпавшие на долю России, оказывают противоречивое воздействие на русский народ.
С одной стороны, они, словно гигантский молох, уничтожали самую здоровую и жизнеспособную часть народа.
На войну уходили и погибали мужчины в цветущем возрасте, причем уходили и погибали лучшие.
Поскольку данный процесс продолжался столетиями, то ранний уход из жизни лучших представителей русской нации негативно сказывался на наследственности, снижая планку генетического отбора, а также на благополучии семей и воспитании детей.
Трудно подсчитать потери, которые понесли Россия и русскии народ по данной причине.
С дугой стороны, существует позитивный духовный аспект вечной угрозы войны и близости непредвиденной смерти.
“Смертельная опасность, особенно на войне, говорит И.А.
Ильин, обладает нравственно-религиозной, отрезвляющей, обновляющей силой и оказывает свое влияние на человека и на народ”
[Ильин.
1996 в, с.
491].
Национальным свойством русских на многие века стала способность просто и спокойно, мужественно и без внешних театрализованных эффектов покинуть земную жизнь и перейти в мир иной.
Глубокими духовно-нравственными символами достойного отношения к возможной смерти стали обычаи накануне смертельной битвы надевать чистую рубашку, приносить присягу перед распятием и целовать образ Спасителя.
Тем самым русский солдат осознавал себя преданным борцом за национальные интересы, что помогало ему безропотно переносить любые военные лишения и достойно встречать смерть.
Мысль о возможной смерти за праведное деV ло оказывалась живительной для русской души, укрепляла и наполняла ее, пробуждая в ней волю к совершенству [см.
Ильин, 1996 в, с.
492].

[Back]