просто и спокойно, мужественно покинуть земную жизнь и перейти в мир иной. Глубокими духовно-нравственными символами достойного отношения к смерти были обычаи накануне смертельной битвы надевать чистую рубашку, приносить присягу перед распятием и целовать образ Спасителя. Тем самым русский солдат осознавал себя преданным борцом за национальные интересы, что помогало ему безропотно переносить любые военные лишения и достойно встречать смерть. Геополитическая специфика России, связанная с ее срединным положением на евроазиатском континенте, объективно обусловила многонациональный состав населения. Наша страна в этническом отношении является своеобразной моделью мира, где сосуществуют более ста народов. Многонациональный состав населения сложился в результате внутренней колонизации. Процесс колонизации, то есть освоение и присоединение новых русских земель, протекал как за счет официальных массовых мероприятий по переселению, так и за счет спонтанного расселения русских крестьян, стремившихся к хозяйственной и личной свободе. . В процессе обретения Россией новых земель был выработан особый тип межнациональных отношений, несвойственный другим европейским странам. Он основан на чувстве уважения к другим народам, к их религии, обычаям и традициям. Россия стала доброй матерью для инородческих племен. Поэтому большинство российских народов питали ответное доброе чувство к русскому народу, полагая себя полноправной частью полиэтнической России. Н. В; Гоголь, пытаясь ответить на вопрос о том, кем он себя считает —русским или украинцем, говорит: «Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином» [59, с.419]. Писатель нег отделяет любви к родной Украине от любви к России. Он не стремится быть русским, он им действительно был, поскольку могучее чувство патриотизма, объединявшее русский народ, владело и им. И то, что он был украинцем, не |
112 военную молодость. Войны, как некий магический кристалл, высвечивали не только социально-экономические пороки российского общества, но и лучшие душевно-духовные силы русской нации. Бесконечные войны, выпавшие на долю России, оказывают противоречивое воздействие на русский народ. С одной стороны, они, словно гигантский молох, уничтожали самую здоровую и жизнеспособную часть народа. На войну уходили и погибали мужчины в цветущем возрасте, причем уходили и погибали лучшие. Поскольку данный процесс продолжался столетиями, то ранний уход из жизни лучших представителей русской нации негативно сказывался на наследственности, снижая планку генетического отбора, а также на благополучии семей и воспитании детей. Трудно подсчитать потери, которые понесли Россия и русскии народ по данной причине. С дугой стороны, существует позитивный духовный аспект вечной угрозы войны и близости непредвиденной смерти. “Смертельная опасность, особенно на войне, говорит И.А. Ильин, обладает нравственно-религиозной, отрезвляющей, обновляющей силой и оказывает свое влияние на человека и на народ” [Ильин. 1996 в, с. 491]. Национальным свойством русских на многие века стала способность просто и спокойно, мужественно и без внешних театрализованных эффектов покинуть земную жизнь и перейти в мир иной. Глубокими духовно-нравственными символами достойного отношения к возможной смерти стали обычаи накануне смертельной битвы надевать чистую рубашку, приносить присягу перед распятием и целовать образ Спасителя. Тем самым русский солдат осознавал себя преданным борцом за национальные интересы, что помогало ему безропотно переносить любые военные лишения и достойно встречать смерть. Мысль о возможной смерти за праведное деV ло оказывалась живительной для русской души, укрепляла и наполняла ее, пробуждая в ней волю к совершенству [см. Ильин, 1996 в, с. 492]. 113 Геополитическая специфика России связана с ее срединным положением на евроазиатском континенте, что объективно обусловливает многонациональный состав населения. Россия в этническом отношении является своеобразной моделью мира, где сосуществуют более ста народов, представляющих различные религиозные конфессии и этнические группы. Многонациональный состав населения сложился в результате внутренней колонизации. Процесс колонизации, то есть освоение и присоединение новых земель, протекал как за счет официальных массовых мероприятии по переселению, так и за счет спонтанного расселения русских крестьян, стремившихся к хозяйственной и личной свободе. В процессе обретения Россией новых земель был выработан особый тип межнациональных отношении, несвойственный другим европейским империям. Он основан на чувстве уважения к другим народам, к их религии, обычаям и традициям. Россия, по нашему мнению, никогда ни в царской, ни в советский период истории не была, как пытаются сегодня показать некоторые историки и политики, тюрьмой народов. Подчеркнем, что не на инородцах, а на плечах русского народа лежала основная тяжесть поддержания мощи многонационального государства. “Крепостное право являлось “привилегией” русских, украинцев и белорусов, то есть “природных” русских ... Русский народ в “тюрьме народов” был не тюремщиком, но заключенным” [Нестеров, 1984, с. 112]. Показательно, что в России с этнической карты не исчез фактически ни один народ, в то время как в процессе колонизации Америки романогерманцами и англосаксами были уничтожены великие самобытные цивилизации. Русская крестьянская колонизация в основном протекала мирным путем и носила, как правило, ненасильственный характер, поскольку основные миграционные потоки направлялись на неосвоенные и малозаселенные земли. Русские переселенцы не ущемляли жизненно важных 114 прав коренного населения и легко вступали с ним в хозяйственные, культурные, дружеские и родственные связи, органично и повсеместно врастая в окружающую инородческую среду: “Не было комплекса “народа-господина”, с одной стороны; не было и реакции на него с другой, а потому вместо стены отчуждения выковалось звено связи” [Нестеров, 1984, с. 95]. Неизвестным, с точки зрения образования западных империй, был и факт добровольного вхождения в Россию многих народов. Некоторые из них (армяне и др.) были в буквальном смысле спасены актом добровольного присоединения к России от геноцида и уничтожения. Не злой мачехой, а доброй и заботливой матерью была Россия для инородческих племен. Поэтому большинство российских народов питали ответное доброе чувство к русскому народу, полагая себя полноправной частью полиэтнической России. Н.В. Гоголь, пытаясь ответить на вопрос о том, кем он себя считает русским или украинцем говорит: “Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином” [Гоголь, 1952, с. 419]. Обе природы богато одарены богом, так что каждая порознь заключает в себе то, чего нет в другой, и поэтому они должны пополнить одна другую. Гоголь не отделяет любви к родной Украине от любви к России и к русским. Он не стремился быть русским, он им действительно был, поскольку могучее чувство патриотизма, объединявшее русский народ, владело и им. И то, что он был украинцем, не мешало ему чувствовать себя русским в этом не было никакого неразрешимого противоречия. Благожелательное и уважительное отношение к инородцам в душе русского народа не пропагандистская имперская выдумка, а исторический факт, подтвержденный многовековой совместной жизнью десятков этносов в едином государстве. Распад СССР, сопровождающийся ме |