Проверяемый текст
Трофимов, Валерий Кириллович. Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект (Диссертация 2000)
[стр. 90]

мешало ему чувствовать себя русским — в этом не было никакого неразрешимого противоречия.
Уважительное отношение к инородцам в душе русского народа —
исторический факт, подтвержденный многовековой совместной жизнью десятков этносов в едином государстве.
Сегодня русские также благожелательно относятся к представителям других национальностей.
Интересно наблюдение В.
Барзаса по этому поводу: «Проездив по России, по всем краям нашей Империи, могу утверждать: русский народ в массе своей терпим к другим национальностям, всех принимает-привечает, но с любопытством попервости вглядывается: смотри-ка, “чурка”, а мужик мировой, нам бы таких побольше...А потом: и совсем забудет, что “чурка”, своим станет» [16, с.196].
На формирование особенностей русского менталитета
огромное влияние сыграло межэтническое смешение в процессе образования русской нации.
Русский народ относится к числу суперэтносов, то есть этнических образований, сформировавшихся на полиэтнической основе.
Славянское влияние этнически самое мощное, но отнюдь не единственное в русском народе.
Таков закон этногенеза, ибо, как
отмечал еще А.
С.
Хомяков, «одностихийных народов в истории почти не встречается...мы можем заметить преобладание одного или другого начала; но мы и не должны без ясных доказательств вносить народные имена под графы, составленные для племен и семей» [266, с.63-64].
Русский народ как суперэтнос представляет собою сложное полиэтническое природно-социальное образование, органически впитавшее в себя славянское, финно-угорское и тюркское влияние.>
Основой великорусского типа менталитета выступает славянское начало.
В исторической
науке сохранились свидетельства о первоначальных качествах характера восточных славян.
Маврикий Стратег определяющей чертой русского характера считает присущую славянам любовь к свободе.
«Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране» [Цит.
по: 219, с.28].
Славяне выносливы, легко переносят холод, жару,
[стр. 114]

114 прав коренного населения и легко вступали с ним в хозяйственные, культурные, дружеские и родственные связи, органично и повсеместно врастая в окружающую инородческую среду: “Не было комплекса “народа-господина”, с одной стороны; не было и реакции на него с другой, а потому вместо стены отчуждения выковалось звено связи” [Нестеров, 1984, с.
95].
Неизвестным, с точки зрения образования западных империй, был и факт добровольного вхождения в Россию многих народов.
Некоторые из них (армяне и др.) были в буквальном смысле спасены актом добровольного присоединения к России от геноцида и уничтожения.
Не злой мачехой, а доброй и заботливой матерью была Россия для инородческих племен.
Поэтому большинство российских народов питали ответное доброе чувство к русскому народу, полагая себя полноправной частью полиэтнической России.
Н.В.
Гоголь, пытаясь ответить на вопрос о том, кем он себя считает русским или украинцем говорит: “Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская.
Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином” [Гоголь, 1952, с.
419].
Обе природы богато одарены богом, так что каждая порознь заключает в себе то, чего нет в другой, и поэтому они должны пополнить одна другую.
Гоголь не отделяет любви к родной Украине от любви к России и к русским.
Он не стремился быть русским, он им действительно был, поскольку могучее чувство патриотизма, объединявшее русский народ, владело и им.
И то, что он был украинцем, не мешало ему чувствовать себя русским в этом не было никакого неразрешимого противоречия.
Благожелательное и уважительное отношение к инородцам в душе русского народа не пропагандистская имперская выдумка, а исторический факт, подтвержденный многовековой совместной жизнью десятков этносов в едином государстве.
Распад СССР, сопровождающийся ме

[стр.,115]

жэтническими столкновениями, не опровергает миссию России как носительницы идеи всечеловечности в отношениях между народами.
История еще не все расставила по своим окончательным местам.
Из спектра исторических возможностей не исключена вероятность всесторонней, добровольной, не обязательно в рамках единого государства, интеграции ранее единых евразийских народов вокруг своего исторического ядра Великороссии.
Значительное влияние на формирование особенностей русского * менталитета сыграл фактор межэтнического смешения в процессе образования русского народа.
Русский народ относится к числу суперэтносов, то есть этнических образований, сформировавшихся на полиэтнической основе.
Славянское влияние этнически самое мощное, но отнюдь не единственное в русском народе.
Таков закон этногенеза, ибо, как
отметил еще А.С.
Хомяков, “одностихийных народов в истории почти не встречается ...
мы можем заметить преобладание одного или другого начала; но мы
не можем и не должны без ясных доказательств вносить народные имена под графы, составленные для племен и семей” [Хомяков, 1994, с.
63 64].
Русский народ как суперэтнос представляет собою сложное полиэтническое природно-социальное образование, органически впитавшее в себя славянское, финно-угорское и тюркское влияние.

Стержнем и ядром великорусского типа менталитета выступает славянское начало.
В исторической
литературе сохранилось относительно немного свидетельств о первоначальных ментальных качествах восточных славян.
Позднеантичный автор Маврикий Стратег определяющей чертой менталитета славян считает присущую им любовь к свободе: “Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране” [Размышления о России и русских, 1994, с.
28].
Славяне выносливы, легко переносят холод, жар,
наготу, недостаток в пище, к при115

[Back]