мешало ему чувствовать себя русским — в этом не было никакого неразрешимого противоречия. Уважительное отношение к инородцам в душе русского народа — исторический факт, подтвержденный многовековой совместной жизнью десятков этносов в едином государстве. Сегодня русские также благожелательно относятся к представителям других национальностей. Интересно наблюдение В. Барзаса по этому поводу: «Проездив по России, по всем краям нашей Империи, могу утверждать: русский народ в массе своей терпим к другим национальностям, всех принимает-привечает, но с любопытством попервости вглядывается: смотри-ка, “чурка”, а мужик мировой, нам бы таких побольше...А потом: и совсем забудет, что “чурка”, своим станет» [16, с.196]. На формирование особенностей русского менталитета огромное влияние сыграло межэтническое смешение в процессе образования русской нации. Русский народ относится к числу суперэтносов, то есть этнических образований, сформировавшихся на полиэтнической основе. Славянское влияние этнически самое мощное, но отнюдь не единственное в русском народе. Таков закон этногенеза, ибо, как отмечал еще А. С. Хомяков, «одностихийных народов в истории почти не встречается...мы можем заметить преобладание одного или другого начала; но мы и не должны без ясных доказательств вносить народные имена под графы, составленные для племен и семей» [266, с.63-64]. Русский народ как суперэтнос представляет собою сложное полиэтническое природно-социальное образование, органически впитавшее в себя славянское, финно-угорское и тюркское влияние.> Основой великорусского типа менталитета выступает славянское начало. В исторической науке сохранились свидетельства о первоначальных качествах характера восточных славян. Маврикий Стратег определяющей чертой русского характера считает присущую славянам любовь к свободе. «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране» [Цит. по: 219, с.28]. Славяне выносливы, легко переносят холод, жару, |
114 прав коренного населения и легко вступали с ним в хозяйственные, культурные, дружеские и родственные связи, органично и повсеместно врастая в окружающую инородческую среду: “Не было комплекса “народа-господина”, с одной стороны; не было и реакции на него с другой, а потому вместо стены отчуждения выковалось звено связи” [Нестеров, 1984, с. 95]. Неизвестным, с точки зрения образования западных империй, был и факт добровольного вхождения в Россию многих народов. Некоторые из них (армяне и др.) были в буквальном смысле спасены актом добровольного присоединения к России от геноцида и уничтожения. Не злой мачехой, а доброй и заботливой матерью была Россия для инородческих племен. Поэтому большинство российских народов питали ответное доброе чувство к русскому народу, полагая себя полноправной частью полиэтнической России. Н.В. Гоголь, пытаясь ответить на вопрос о том, кем он себя считает русским или украинцем говорит: “Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином” [Гоголь, 1952, с. 419]. Обе природы богато одарены богом, так что каждая порознь заключает в себе то, чего нет в другой, и поэтому они должны пополнить одна другую. Гоголь не отделяет любви к родной Украине от любви к России и к русским. Он не стремился быть русским, он им действительно был, поскольку могучее чувство патриотизма, объединявшее русский народ, владело и им. И то, что он был украинцем, не мешало ему чувствовать себя русским в этом не было никакого неразрешимого противоречия. Благожелательное и уважительное отношение к инородцам в душе русского народа не пропагандистская имперская выдумка, а исторический факт, подтвержденный многовековой совместной жизнью десятков этносов в едином государстве. Распад СССР, сопровождающийся ме жэтническими столкновениями, не опровергает миссию России как носительницы идеи всечеловечности в отношениях между народами. История еще не все расставила по своим окончательным местам. Из спектра исторических возможностей не исключена вероятность всесторонней, добровольной, не обязательно в рамках единого государства, интеграции ранее единых евразийских народов вокруг своего исторического ядра Великороссии. Значительное влияние на формирование особенностей русского * менталитета сыграл фактор межэтнического смешения в процессе образования русского народа. Русский народ относится к числу суперэтносов, то есть этнических образований, сформировавшихся на полиэтнической основе. Славянское влияние этнически самое мощное, но отнюдь не единственное в русском народе. Таков закон этногенеза, ибо, как отметил еще А.С. Хомяков, “одностихийных народов в истории почти не встречается ... мы можем заметить преобладание одного или другого начала; но мы не можем и не должны без ясных доказательств вносить народные имена под графы, составленные для племен и семей” [Хомяков, 1994, с. 63 64]. Русский народ как суперэтнос представляет собою сложное полиэтническое природно-социальное образование, органически впитавшее в себя славянское, финно-угорское и тюркское влияние. Стержнем и ядром великорусского типа менталитета выступает славянское начало. В исторической литературе сохранилось относительно немного свидетельств о первоначальных ментальных качествах восточных славян. Позднеантичный автор Маврикий Стратег определяющей чертой менталитета славян считает присущую им любовь к свободе: “Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране” [Размышления о России и русских, 1994, с. 28]. Славяне выносливы, легко переносят холод, жар, наготу, недостаток в пище, к при115 |