недостаток в пище и т.д. Этого автора впечатляют скромность и преданность славянских женщин, добровольно лишающих себя жизни после смерти мужа, а также изобретательность и храбрость славянских воинов. Не остаются в тени и такие нелицеприятные свойства, как коварство, неумение держать своего слова относительно заключенных договоров, склонность к раздорам и отсутствие единомыслия среди соплеменников. Арабского писателя Ибн-Дасту поражает щедрость и гостеприимство восточных славян. Гостям они оказывают почет, обращаются хорошо с чужеземцами, да и со всеми, кто часто у них бывает, не позволяя никому обижать и притеснять таких людей [См: 219, с.32]. И. Г. Гердер отмечает милосердие, веселый музыкальный нрав, любовь к свободе, гостеприимство до расточительности, послушность и покорность славян. Последние два качества способствовали нередкому в истории восточных славян порабощению их со стороны более агрессивных народов. «Несчастье этого народа заключалось в том, что, при своей любви к покою и домашнему усердию, он не мог установить долговечного военного строя, хотя у него и не было недостатка в мужестве в минуту бурного сопротивления» [55, с.471]. Географически славяне оказались, с одной стороны, в тесной близости к немцам, а с другой — их тылы были открыты для хищнических набегов восточных татар и монгол. От западных и восточных соседей славяне немало натерпелись в своей истории. Ментальные свойства народов в немалой степени зависят от характера их жизнедеятельности. А. С. Хомяков делит по этому признаку все народы на две группы: завоевательные и земледельческие. Завоевательные народы, к которым он относит германские народы, отличаются жестокостью, презрением не только побежденному, но и ко всему чужому. Земледельческие народы, к числу которых принадлежат славяне, ближе к общечеловеческим началам, они отличаются восприимчивостью ко всему чужому. «Им не недоступно чувство аристократического презрения к другим племенам, но все человеческое находит в них созвучие и сочувствие...Русский смотрит на все народы, замежеванные в бесконечные границы Северного царства, как на братьев своих...» [266, с.98 |
бывшим к ним иноземцам они относятся ласково. Этого автора впечатляют скромность и преданность славянских женщин, добровольно лишающих себя жизни после смерти мужа, а также изобретательность и храбрость славянских воинов. Не остаются в тени и такие нелицеприятные свойства, как коварство, неумение держать своего слова относительно заключенных договоров, склонность к раздорам и отсутствие единомыслия среди соплеменников. Арабского писателя Ибн-Дасту особенно поражает щедрость и гостеприимство восточных славян. Гостям они оказывают почет, обращаются хорошо с чужеземцами, да и со всеми, кто часто у них бывает, не позволяя никому обижать и притеснять таких людей [см. Размышления о России и русских, 1994, с. 32]. Выдающуюся роль славян в истории человечества отмечает немецкий мыслитель И.Г. Гердер. Их главными занятиями были земледелие, пастушество, торговля. Славяне отличались милосердием, веселым музыкальным нравом, любовью к свободе, гостеприимством до расточительности, послушностью и покорностью. Последние два качества способствовали нередкому в истории восточных славян порабощению их со стороны более агрессивных народов: “Несчастье этого народа заключалось в том, что, при своей любви к покою и домашнему усердию, он не мог установить долговечного военного строя, хотя у него и не было недостатка в мужестве в минуту бурного сопротивления” [Гердер, 1997, с. 471]. Географически славяне оказались, с одной стороны, в тесной близости к немцам, а с другой их тылы были открыты для хищнических набегов восточных татар и монгол. От западных и восточных соседей славяне немало натерпелись в своей истории. Ментальные свойства народов в немалой степени зависят от характера их жизнедеятельности. А.С. Хомяков делит по этому признаку все народы на две группы: завоевательные и земледельческие. Завоевательные народы, к которым он относит германские народы отличаются жес116 117 токостью, презрением не только к побежденному, но и ко всему чужому. Земледельческие народы, к числу которых принадлежат славяне, ближе к общечеловеческим началам, они отличаются восприимчивостью ко всему чужому: “Им недоступно чувство аристократического презрения к другим племенам, но все человеческое находит в них созвучие и сочувствие ... Русский смотрит на все народы, замежеванные в бесконечные границы Северного царства, как на братьев своих. ...” [Хомяков, 1994, с. 98 99]. Из такого мирочувствования берет свои корни отмеченная позднее Ф.М. Достоевским всемирная отзывчивость русского народа, его эмпатический дар сопереживать и принимать близко к сердцу беды и страдания других народов. Однако восприимчивость и способность вбирать внутрь себя черты иноплеменников могут также иметь и отрицательные последствия. Славяне, в силу мягкости, кротости, переимчивости своего характера, легче других народов поддаются воздействию ассимиляции, утрачивая при этом свои самобытные племенные и национальные черты. Значительное влияние на генезис русского менталитета имело начавшееся в ХШ веке распадение прежде единого восточнославянского русского народа на три ветви: великорусскую, малороссийскую и белорусскую. Вследствие этого, отмечает В.О. Ключевский, разошедшиеся ветви потеряли свой связующий и обобщающий центр, каким был Киев, стали под действие новых и различных условий и перестали жить общейи жизнью. Великорусский народ связал свою судьбу с землями, которые лежали вне пределов коренной Руси и были скорее инородческим, чем русским краем. С этого времени в образовании русского этноса действует фактор племенного смешения. Сильное влияние на формирование великорусского народа, двигавшегося на восток Европы, оказала встреча с финно-угорскими племенами. В данном влиянии заключается этнографический узел вопроса о генезисе великорусского племени, образовав |