славянским Западом, и с туранским Востоком. Связь русского народа с туранцами закреплена как этнографически, так и антропологически, ибо в русских жилах помимо славянской и финно-угорской, течет и тюркская кровь [254, с.133]. В русском национальном характере, безусловно, имеются точки соприкосновения с туранским Востоком. Таким образом, татаро-монгольское иго и борьба с ним сыграли огромную роль в становлении великорусского народа. Таким образом, рассмотрев геополитические и этнические черты формирования устойчивых ментальных структур, мы пришли к следующим выводам: Во-первых, Д. С. Лихачев выдвинул концепцию «Скандославии», согласно которой, в возникновении русской ментальности решающую роль сыграли Византия и Скандинавия, а также ее языческая культура. Евразийцы (Г. В. Вернадский, Л. П. Карсавин, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Н. С. Трубецкой) противопоставили Россию Западу (да и Востоку) как особый географический, исторический и культурный мир. Этот мир образует особый субконтинент Евразию, состоящий из отсеченной от Европы Европейской России и исключенной из Азии России Азиатской. Во-вторых, вынужденное обстоятельство русского народа обстраиваться на равнине, расположенной на стыке Европы и Азии, обусловило его как мирные, так и военные контакты с соседями. Являясь своеобразным связующим мостом между Европой и Азией, Россия выполняла важную геостратегическую роль, связанную с поддержанием мирового равновесия. В-третьих, местоположение России на не защищенной с Запада, Юга и Востока равнине делало ее открытой со всех сторон для нападения агрессивных соседей. И. А. Ильин, Л. Н. Толстой, В. И. Копалов отмечали, что для русского человека война стала необходимостью и закалила в нем выносливость,4 неприхотливость, стойкость, готовность жертвовать личным благополучием во имя спасения отечества, мужество и т.д. |
ной предательства, унижения и компромиссов с совестью, все это, несомненно, существовало, и притом в очень значительной мере” [Трубецкой, 1995 г, с. 224]. Но в еще большей мере евразийцы не принимают суждение об исключительно отрицательных последствиях для русского народа контактов с тюрками. Русские совместно с финно-уграми и волжскими тюрками представляют собой особую культурную зону, имеющую связи и со славянским Западом, и с туранским Востоком. Связь русского народа с туранцами закреплена как этнографически, так и антропологически, ибо в русских жилах, помимо славянской и финноугорской, течет и тюркская кровь [см. Трубецкой, 1995 б, с. 138]. В русском национальном менталитете, безусловно, имеются точки соприкосновения с туранским Востоком. Целый ряд душевных свойств русского народа не имеет эквивалента в славянских ментальных чертах. Так, склонность к созерцательности и приверженность к обряду, присущие русским, хотя формально и основываются на византийском влиянии, не встречаются у других православных славян и скорее связывают русский народ с неправославным Востоком. То же самое относится и к русской удали чисто степной добродетели, ценимой тюрками, но непонятной славянам и романогерманцам. Н.С. Трубецкой дает следующее описание туранского ментально типа, ставшего также достоянием душевного облика русского этноса: “Типичный представитель туранской психики в нормальном состоянии характеризуется душевной ясностью и спокойствием. Не только его мышление, но все восприятие действительности укладывается само собой в простые и симметричные схемы его, так сказать, “подсознательной” философской системы” [Трубецкой, 1995 в, с. 155]. Внешние впечатления, мысли, поступки и быт сливаются в одно монолитное неразделимое целое, откуда проистекают ясность, спокойствие и а некое самодовление. 120 |