положительные, так и отрицательные черты русского национального характера. Объективный подход к русскому народу связан с признанием его глубоко противоречивого характера. Специфика«русских заключается в, том, что противоречия их характера приобретают у них форму парадоксов, то есть сочетания неожиданных, взаимоисключающих: и в то же время одинаково верных определений национальной психологии. Именно парадоксальный характер проявления душевных черт становится камнем преткновения на пути объективной:оценки русского народа. Становятся также более понятными имеющие многовековую традицию суждения о «загадочной» русской душе и философско-поэтическое прозрение Ф. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Размышления над двойственным характером русского менталитета нередко ставили в тупик многих отечественных философов, задумавшихся над проблемой национального своеобразия отечественной истории:и культуры. Ярким обнаружением противоречивости русского характера выступает существование русского национального самосознания в. двух полярных: формах: славянофильства и западничества. Доводы духовного отца западников П.. Я. Чаадаева, принижающие русское: национальное достоинство, представляются не менее верными, по сравнению, с контраргументами его оппонента славянофила А. С. Хомякова, который,, наоборот, возвеличивал русский народ, верил в его высокую историческую миссию в освобождении мира от лжи западной цивилизации. Первооткрывателем противоречивости русского характера стал Ф. М. Достоевский. В своих произведениях он раскрыл суть русской национальной психологии и показал как сочетаются в нашем народе, казалось . бы, непримиримые противоположности. С одной стороны, наш народ груб и |
менталитет любого другого народа мира, складывается из противоречивого единства возвышенного и земного и проявляет себя в сосуществовании и противоборстве разнонаправленных черт и качеств. Спецификаt русского народа заключается в том, что ментальные противоречия приобретают у него форму парадоксов, то есть сочетания неожиданных, острейших, взаимоисключающих и в тоже время одинаково верных определений национального менталитета. Именно парадоксальный характер проявления ментальных качеств становится камнем преткновения на пути взвешенной и объективной оценки русской нации. Становятся также более понятными имеющие многовековую традицию суждения о “загадочной” русской душе и глубокое философско-поэтическое прозрение Ф. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Первооткрывателем парадоксальности русского менталитета был Ф.М. Достоевский. Он увидел и гениально описал в своих произведениях глубоко противоречивую суть русской национальной психологии. В русском народе сочетаются, казалось бы, непримиримые противоречия. С одной стороны, наш народ груб и невежествен, предан мраку и разврату, варвар, ждущий света, а с другой, повторяет Ф.М. Достоевский вслед за К. Аксаковым, русский народ уже давно просвещен и образован [см. Достоевский, 1989, с. 143]. Противоположные и одинаково верные утверждения о русском народе согласуются, если уметь различать душевную красоту русского народа от наносного варварства. Следует иметь в виду, что всеми обстоя168 |