Проверяемый текст
Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов. — М.: Экзамен, 2001. — 448 с.
[стр. 15]

работниками, работодателями и властными структурами варьируются от противостояния до переговоров, взаимных консультаций, принятия коллективных договоров и соглашений.
Проблему отношений в сфере труда одними из первых исследовали Г.
Лейбниц, И.
Кант1.
Так, анализируя проблему связи соотносящихся сторон, И.
Кант рассматривал отношения как взаимодействие, писал о необходимости перейти к пониманию традиционного механистического действия одних вещей на другие через их взаимодействие.
Взаимность крайне важный момент в характеристике социальных отношений.
Концепция справедливого обмена между товаропроизводителями, идеи борьбы различных социальных сил общественной солидарности были обоснованы в исследованиях Э.
Дюркгейма, М.
Вебера, Р.
Дарендорфа.
В научных трудах Э.
Дюркгейма, например, солидарность рассматривается как высший моральный принцип, высшая универсальная ценность.
Именно он активно развивал идею создания профессиональных корпораций как новых органов общественной солидарности.

По мысли Э.
Дюркгейма в таком обществе будут смягчены антагонистические отношения, ликвидирована аномия.
Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капиталистического общества
он считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами общества2.
Р.
Дарендорф, критикуя "утопические" концепции социального равновесия, утверждает, что важнейшим признаком общественных отношений является принудительный характер нормирования поведения и осуществления санкций.
Совокупность такого рода означает, по его мнению, наличие господства и подчинения, регулирование конфликтов.
Именно на этом ос15 1См.: Кант И.
Сочинения 1747-1777 гг.
в 2-х томах.
М., 1940; Лейбниц Г.
Избранные философские сочинения.
М., 1908.
См.: Дюркгейм Э.
О разделении общественного труда.

Метод социологии.
М., 1990.
[стр. 9]

9 Ценностно-рациональное действие основывается на вере в его самодостаточную ценность.
Оно заключает в себе нечто «иррациональное», так как абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид или социальная группа.
Аффективное действие определяется соответствующим эмоциональным состоянием субъекта: • любовной страстью или ненавистью и гневом; • воодушевлением, ужасом или приливом отваги.
Аффективное действие имеет свой смысл не в достижении какой-либо «внешней цели», а определенности самого поведения, его характера и страсти.
Традиционное действие, по М.Веберу, формируется на основе подражания, тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике.
Значимость данного типа связана с тем, что к нему близка большая часть обычного повседневного поведения людей, в котором решающую роль играют привычка; верность привычке, осознанная различными способами и в различной мере.
Традиционное действие сближается в этом отношении в качестве пограничного с аффективным действием, но имеет более позитивную значимость.
Теория социального действия изучалась американским социологом Парсонсом (1902-1979 гг.).
Он исследовал механизмы согласованности и взаимодействия субъектов социальных систем на основе общепринятых норм, стандартов поведения, превращения их во внутренние мотивы деятельности.
Рассматривая равновесие, консенсус как важнейшие признаки нормального состояния социальной системы, Т.Парсонс уделял большое внимание процессам регулирования, социального контроля за этим состоянием.
Именно они призваны уберечь общество от нежелательных конфликтов.
В его работах проблема консенсуса неразрывно связана с поиском путей согласованного взаимодействия, основанного на «взаимных ожиданиях» партнеров.
Теоретико-концептуальные основы социального партнерства взаимосвязаны с разработкой проблем социальной солидарности.
Анализу последних отведено центральное место в трудах Эмиля Дюркгейма (1858-1917 гг.).
Всякое общество характеризуется социальной солидарностью.
В первобытном обществе солидарность была «механической», основанной на кровном родстве.
В современном мире солидарность «органическая», основана на разделении труда, на классовом содружестве при добывании средств к жизни.
Именно он активно развивал идею создания профессиональных корпораций — как новых органов общественной солидарности.

В таком обществе будут смягчены антагонистические отношения, ликвидирована аномия.
Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капиталистического общества
Э.
Дюркгейм считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами общества.1 1 См.: Дюркгейм Э.
О разделении общественного труда.

Одесса, 1900.

[Back]