новывается его либеральная программа высокомобильного общества, регулирующего протекание его противоречивых процессов1. Идею необходимости сотрудничества как вида социального взаимодействия, высказывали М. Вебер, Р. Дарендорф. М. Вебер начинал социологический анализ с социального действия как элементарной частицы человеческого поведения. Определяющей его чертой является ориентированность на реальное или предполагаемое поведение другого или других, иначе говоря, «ожидание» сознательной реакции субъекта, с которым соотносится человек2. Позже Т. Парсонс подчеркнул устойчивость взаимных ожиданий субъектов взаимодействия, что соответственно придает устойчивость последнему и является благодаря системе ценностей важнейшим фактором стабильности и социального порядка в обществе3. Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма по-другому трактовала проблему социального взаимодействия. Социальное целое, по Э. Дюркгейму, играет определяющую роль во взаимодействии индивидов, диктует его логику и правила. Сравнивая механическую и органическую социальную солидарность, Э. Дюркгейм подчеркивает, что развитие общества, где существует множество социальных групп со своими специфическими интересами, сохраняет свое единство и целостность благодаря новому механизму общественному разделению труда4. Со второй половины XIX в. возникают и развиваются теоретические школы, направления, обосновывающие "гегемонистские" стратегии, отрицающие социальное партнерство, противопоставляющие ему идеи классовой борьбы, антагонистической непримиримости в отношениях между тру1См.: Дарендорф Р. После 1989. Размышления о революции в Европе: Мораль, революция и гражданское общество. М., 1998. 2 См.: Вебер М. История хозяйства. Очерк всеобщей социальной и экономической истории.-П., 1924.С.221-222. 3 См.: Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии. / Социология сегодня. М., 1965. 4 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990. С.157 16 |
10 Формирование и эволюция теории социального партнерства взаимосвязаны с проблемами возникновения и развития «организаций труда», «производственных ассоциаций». Данный подход обоснован в научных исследованиях представителей различных теоретических школ и направлений. Со второй половины XIX в. возникают и развиваются теоретические школы, направления, обосновывающие «гегемонистские» стратегии, противопоставляющие социальному партнерству идею классовой борьбы, антагонистической непримиримости в отношениях между трудом и капиталом. Данные школы и теории представляют в основном марксистское направление, обосновывающее роль рабочего класса как гегемона в общественном развитии. В трудах К. Маркса, ф. Энгельса есть фундаментальные положения об анализе процессов партнерства в сфере социально-трудовых отношений. К примеру, взаимность, взаимодействие ими рассматривалось как важнейшая составляющая в характеристике социальных отношений. В своем совместном труде «Немецкая идеология» они подчеркивали, что «отношения индивидов во всяком случае не могут быть не чем иным, как их взаимными отношениями»2 . Идеи современного социального партнерства, как обоснованно отмечают исследователи, разработаны в концепциях «индустриального», «постиндустриального», «гражданского общества», «конфронтирующего партнерства», «фордизма» и др3 . Разработчик концепции постиндустриального общества американский социолог Даниел Белл (1919 г.) обосновал положения о постепенном превращении его в антагонистическое общество, увековечивающее конфликты между управляющими и управляемыми, проявляющиеся не в противоречиях между трудом и капиталом, а в борьбе между знаниями и некомпетентностью. Активный сторонник концепции «постиндустриального общества» французский социолог Ален Турен (1925 г.) социальные действия связывает прежде всего с трудом. В качестве исторического субъекта выступают социальные движения, выявляющие социальные отношения, скрытые господствующим классом и государством. Для А. Турена постиндустриальное общество — это классовое общество с глубокими социальными конфликтами, проявляющимися в борьбе между господствующим классом, технократией и профессионалами. Понятие «социального действия» он связывает с трудом физическим и интеллектуальным, подчеркивая при этом его коллективный характер. Критикуя «утопические» концепции социального равновесия, немецкий социолог Ральф Дарендорф (1929 г.) утверждает, что в каждом обществе люди 2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.3.,С. 439. 3 См.: Семигин Г.Ю. Социальное партнерство как фактор политической стабилизации российского общества. Автореф. канд. дис. М., 1993.; Михеев В.А. Политика социального партнерства. М., 1999.; Федулин А.А. Становление и развитие системы социального партнерства в России. М., 1999. |