Проверяемый текст
Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов. — М.: Экзамен, 2001. — 448 с.
[стр. 63]

то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется нравственно, духовно; когда он делится с другими и приходит им на помощь.
Богатство необходимо должно встречаться в жизни: оно не должно пугать человека, лишь бы он не забыл Бога и заповедей Его.
Богатство необходимо.
Не будь богатства, не было бы
открытий, ни усовершенствований в различных отраслях знаний...»1.
Существенное влияние на разработку правовой базы трудовых отношений оказало рабочее движение 80-х гг.
и особенно Морозовская стачка 1885 г.
В июне 1886 г.

были изданы «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры», а также «Особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих»2.
Это были по существу документы, в которых нашли отражение некоторые важные положения, развивающие идеи социального партнерства.
Закон от 3 июля 1886 г.
включал в себя три
самостоятельных части: порядок найма, увольнения и оплаты труда рабочих; правила внутреннего трудового распорядка, наказания и штрафы; надзор со стороны фабричных инспекций.
Заключение договора о найме в соответствии с законом оформлялось записью его условий в расчетной книжке работника; запрещалась выдача товаров взамен зарплаты; не допускалось взимание с рабочих платы за оказываемую им врачебную помощь и др.

Органы государственной власти на этапе формирования капитализма все более энергично вмешивались в регулирование трудовых отношений.

Однако деятельность властных структур по регулированию трудовых отношений не отличалась особой последовательностью и целенаправленностью.
А во многих случаях чиновный бюрократизм тормозил процесс совершенствования взаимодействия сфер труда и капитала.
Процесс форми63 1Цит.
по: Отечественная история.
1998.
№6.
С.22.
2 См.
подробнее: Фабричные законы: Сборник законов, распоряжений и разъяснений по вопросам русского фабричного законодательства.
[стр. 34]

34 По мере развития крупного промышленного производства органы государственной власти осуществляли все более активное воздействие на трудовые отношения как на государственных, так и на частных предприятиях.
Регулирование трудовых отношений постепенно выделялось в самостоятельную отрасль права.
При этом работодатели и работники рассматривались как равные партнеры.
Однако в условиях зарождения капитализма это было в основном формальное, декларируемое приравнивание рабочего к работодателю.
Профессор МГУ Озеров И.Х., исследуя состояние трудовых отношений на рубеже ХIX-ХХ столетий, писал: «Русский рабочий вполне беззащитен: по закону рабочий может отказаться от сверхурочных работ, но это только на бумаге, фактически же он сделать этого не может: его тогда «ставят к воротам»35 .
По закону должны быть определены расценки на предметы, вырабатываемые сдельно, но опять это только фиксировалось на бумаге, а на практике чаще всего не соблюдалось.
Рабочих нередко заставляли работать не по расценкам и в сверхурочные часы.
«В этой бесправной атмосфере, подчеркивает Озеров И.Х., рабочим приходится подвергаться множеству злоупотреблений со стороны мастеров, выносить с их стороны много оскорблений, до побоев включительно, и опять выносить это молча, так как жалоба влечёт увольнение...Чтобы сколько-нибудь обезопасить себя от злоупотреблений со стороны мастеров, рабочим приходится давать взятки мастерам, т.е.
урывать крохи из без того уже скудного заработка»36 .
Как видим, трудовые отношения работников и работодателей, взаимодействие труда и капитала развивались сложно, противоречиво.
Хотя были примеры и конструктивных взаимоотношений, когда фабриканты и заводчики проявляли заинтересованное участие в улучшении труда, быта и условий жизни работников.
Один из основателей знаменитой Прохоровской мануфактуры Тимофей Васильевич Прохоров ещё в середине XIX в.
писал: «Богатство часто приобретается ради тщеславия, пышности, сластолюбия и пр.
Это нехорошее, вредное богатство: оно ведет к гибели души.
Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется нравственно, духовно; когда он делится с другими и приходит им на помощь.
Богатство необходимо должно встречаться в жизни: оно не должно пугать человека, лишь бы он не забыл бога и заповедей Его.
Богатство необходимо.
Не будь богатства, не было бы
ни открытий, ни усовершенствований в различных отраслях знаний...»37 .
законодательства.
Изд.
2-е.
Спб., 1909.
35 См.: Озеров И.Х.
Нужды рабочего класса в России.
М., 1906.
С.14-15.
36 См.: Озеров И.Х.
УК.
соч.
М., 1906.
С.
14-15.
37 Цит.
по: Отечественная история.
1998.
Х«6.
С.
22.


[стр.,35]

35 Или другой пример.
В 1870-х гг.
предприниматель Четвериков С.И.
на своей суконной фабрике ввел 9-часовой рабочий день (при существовании тогда 11-12-часового), обеспечивая при этом рост эффективности производства за счет рациональной организации труда роста объемов производства.
Его опыт внимательно изучался в правительственных структурах, но не получил тогда широкого распространения38 .
В 80-е гг.
получают широкое развитие общества взаимопомощи, сберегательно-вспомогательные кассы, которые создавались в основном из обязательных взносов рабочих.
К концу XIX в.
в России действовали 16 фабрично-заводских рабочих обществ взаимопомощи, 54 всесословных похоронных кассы 39 .
Существенное влияние на разработку правовой базы трудовых отношений оказало рабочее движение 80-х гг., и особенно Морозовская стачка 1885 г.
В июне 1886 г.

изданы «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры», а также «Особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и
рабочих»40 .
Эти документы, включали важные положения, развивающие идеи социального партнерства.
Закон от 3 июля 1886 года включал в себя три
самостоятельные части: 1) порядок найма, увольнения и оплаты труда рабочих; 2) правила внутреннего трудового распорядка, наказания и штрафы; 3) надзор со стороны фабричных инспекций.
Заключение договора о найме в соответствии с законом оформлялось записью его условий в расчетной книжке работника; запрещалась выдача товаров взамен зарплаты; не допускалось взимание с рабочих платы за оказываемую им врачебную помощь и др.

Конфликты между работниками и работодателями являлись постоянным фоном развития партнерских отношений.
В стране, вступившей на рубеже XIXXX вв.
на трудный путь индустриализации, успехи промышленного роста, как и в других странах мира, в значительной мере достигались за счет «выжимания пота».
Развитие рабочего движения в 90-е гг.
XIX в.
вынудило правительство издать в июне 1897 г.
закон, ограничивавший в целом продолжительность рабочего дня в фабричной и горной промышленности 11,5 часа, а ремесленников и рабочих военного ведомства — 10 часами.
Труд малолетних детей (до 12 лет) был запрещен, вводились 66 дней обязательного отдыха в году (52 — воскресных и 14 — общегосударственных).
38 См.: Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX века.
М.: РОССПЭН, 1997.
С.
123.
39 См.: Кольцов Д.
Рабочие в 1809-1904 гг./ Общественное движение в России в начале XX века.
СПб.
1909., С.
190, 191.
40 См.
подробнее: Фабричные законы.
Сборник законов, распоряжений и разъяснений по вопросам русского фабричного законодательства.


[стр.,36]

36 Органы государственной власти на этапе формирования капитализма все более энергично вмешивались в регулирование трудовых отношений.
В 1882 г.
в системе Министерства финансов учреждена фабричная инспекция для надзора за соблюдена ем фабричного законодательства и принятия мер по обеспечению порядка на промышленных предприятиях.
В 80-е годы ХIХ в.
опубликованы «Отчеты фабричных инспекторов» по отдельным губерниям, содержащие сведения о мерах по совершенствованию взаимоотношений рабочих и фабрикантов, а также свидетельствующие о нарастании противоречий между ними, усилении наказаний рабочих за самовольный уход с предприятий до истечения сроков найма, за их участие в забастовках и стачках.
В целях повышения требовательности к рабочим и усиления контроля за ними 1 февраля 1899 г.
учреждена особая фабричная полиция в рабочих районах с введением одного городового на 250 рабочих.
В 1900 г.
создана полицейская стража на золотых приисках Урала и Восточной Сибири.
Всё это свидетельствовало о сложных и противоречивых процессах становления ростков партнерских отношений в России на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Властные структуры принимали всё более деятельное участие в совершенствовании практики регулирования трудовых отношений.
В 1901 г.
по инициативе органов государственного управления состоялось Совещание под председательством товарища министра финансов Ковалевского, с участием товарища министра внутренних дел Святополка-Мирского и директора департамента полиции Зволянского по вопросам обеспечения спокойствия на фабриках и заводах.
На этом Совещании было признано необходимым ввести институт фабричных старост, «которые могли бы об общих пожеланиях и нуждах рабочих обращаться с заявлением к заводоуправлению и чинам инспекции; порядок избрания старост, их права и обязанности должны быть определены особыми правилами, выработанными по соглашению министерством финансов и внутренних дел»41 .
В конце XIX в.
на государственном уровне рассматривалась возможность создания общественных рабочих организаций.
Эта идея исходила от Министерства внутренних дел — Министра МВД Сипягина Д.С., шефа жандармов Святополка-Мирского П.Д.
и Министерства финансов.
Они выступили инициаторами утверждения законов о создании ссудосберегательных касс, кооперативных потребительских, страховых обществ, о разрешении избрания представителей рабочих для согласования и защиты своих интересов перед администрацией предприятий.
В этих целях к работе по созданию рабочих организаций привлекались ученые и специалисты промышленных отраслей.
Ярким проявлением государственной политики «попечительства» стало создание легальных рабочих обществ в Москве, действовавших под контролем полиции, а именно, начальника охранного отделения Зубатова С.В.
В основе 41 См.: Озеров И.Х Политика по рабочему вопросу в России за последние годы.
М., 1906.
С.263.

[Back]