118 Градация в доводах: • Каждый день, каждый час войны приносит нам сопит фактов невиданного мужества, проявляемого советскими воинами на полях сражений. • Будем всегда помнить: каждый новый танк, самолет, пушка, каждый снаряд и пуля приближают час победы над врагом. • Условия военного времени требуют, чтобы месяцы и педели были сжаты в дни и часы. • Если расточительство в мирное время было нетерпимо, то в военное время оно является тяжелым преступлением перед родиной. Сильнейшим средством риторического убеждения является апелляция к эмоциям адресата. Довод «к этосу» (к чувствам, этике), наряду с доводом «к пафосу» (к чувствам, страстям) широко используется в антифашистском дискурсе в качестве оптимальной формы риторического аргумента. • Гитлеровскую молодежь воспитали на культе кулака, палки, плетки. Распущенные мальчишки участвовали в погромах, забирали «не арийские» шубы и часы. Они пытали в концлагерях арестованных. Они издевались над безоружными чехами. Они пошли на войну грабить и насиловать. • Ворвавшись во Львов, фашисты устроили там « ночь длинного ножа» — многорпысяч человек от мала до велика было зарезано. Известно, каким мучениям подвергались крестьяне белорусских сел и деревень — их ошпаривали кипятком, выкалывали глаза, запарывали штыками, детям разбивали головы о косяк. Как разновидность этого довода можно встретить «апелляцию к образцу». По утверждению А.А. Ивина, образец принципиально отличается от примера. Если пример используется для поддержки описательных утверждений, то ссылка на образец призвана поддержать |
332 ■ Голос Гитлера невыносим это хриплый лай, переходящий в визг. Говорит он, кривляясь, подпрыгивая; постепенно входит в транс и выкрикивает несвязные слова, как шаман. ■ Гйтлеровскую молодежь воспитали на культе кулака, палки, плетки. Распущенные мальчишки участвовали в погромах, забирали «не-арийские» шубы и часы. Они пытали в концлагерях арестованных. Они издевались над безоружными чехами. Они пошли на войну, как на базар с мешками для провизии. Они пошли грабить и насиловать. ■ СС страшные, низкие существа. Их долго подбирали, натаскивали, потом пустили на нас. Их было триста тысяч. Сто тысяч, наверно, уже перебили. Нужно перебить остальных. Теперь мы знаем: СС? Товарищ, не промахнись! ■ Я не изменил ни одного слова в этом примечательном доку мете; признаюсь такого и не придумаешь... Приведем примеры доводов к очевидному, вводимых глаголом видеть, очевидец автор, из статей И. Эренбурга, адресованных зарубежным читателям: ■ Среди пленных я видел много резервистов, еще месяц тому назад ходивших в гражданском платье. Это плохие солдаты. ■ Враг еще в 170 километрах от столицы. Но ... вчера в книжном магазине на Кузнецком мосту я видел чудака, который улыбался, как победитель: он нашел первое французское издание романа Бальзака «Беатриса». ■ На концерте Шостаковича я видел людей приподнятых, скажу точнее торжественных. ■ Я видел немецкий танк, выкрашенный в зеленый цвет. Его подбили наши в начале апреля... ■ Я виделнемецкие бомбардировщики, сбитые американскими истребителями. Я видел русские деревни, в освобождении которых участвовали английские «матильды». ■ Я видел много партизан в прифронтовой полосе, видел стариков и подростков. Видел молоденькую девушку Катю, которая до войны занималась музыкой, увлекалась Шостаковичем, Стравинским, Хонсгером и которая теперь взрывает мосты. (...) Видел я старика лесоруба, он рассказал, как поджег избу с гитлеровцами, потом задумчиво добавил: «Господи, бог ты мой, сам не пойму, откуда сила у меня взялась...» ■ Я подошел ближе и увидел, что у человека нет глаз: свои глаза он отдал победе. ■ Кто видел эти караваны беженцев, никогда их не забудет. ■ Я виделвиселицу Волоколамска, я хочу забыть про нее с такими воспоминаниями трудно жить, и я не могу забыть. ■ Я ехал с товарищем по проселочной дороге. Товарищ вдруг сказал мне: «Не смотрите». Я посмотрел: возле обочины лежат труп женщины, одна грудь была отрезана. Доводы к очевидному, и прежде всего с глаголом видеть как маркером достоверности, выступают своего рода «аргументативным швом», соединяющим ментальное пространство «мира мнения» и объективную действительность. Тем самым они в определенной степени выполняют функцию га |