Проверяемый текст
Ворожбитова Александра Анатольевна. Лингвориторическая парадигма (Диссертация 2000)
[стр. 144]

144 Таков бесславный конец торжественно провозглашенного хвастуном Гитлером второго генерального наступления на Москву.
Вместо обещанного немецкому народу триумфа, вместо обещанного немецким
войскам отдыха в теплых квартирах советской столицы — разгром отборных дивизий, новые огромные потери.
провал хвастливого гитлеровского плана окружения и взятия Москвы.

Еще одна характерная особенность текстов передовых статей «Правды» военного периода гиперболизированность.
ч Средствами создания эффекта преувеличения выступают слова с соответствующей семантикой.
Среди них выделяются слова с положительной и с отрицательной коннотациями: I • небывалая, гигантская война, эпоха колоссальных сдвигов во X* всей жизни человечества, самый верный, беззаветный, мудрый руководитель, беспримерные подвиги воинов, гигантская созидательная работа, справедливейшая, Великая Отечественная война, величайшие экономические преобразования.
• злейший враг, реакционнейший немецкий фашизм, самая зверская.
самая реакционная, людоедская.
человеконенавистническая гегемония германского фашизма.
Одной из особенностей рассматриваемой аргументативной модели является повтор.
Повтор прослеживается как на уровне отдельных лексем, так и более крупных уровнях (например, повторение отдельных высказываний).
Москва центр великой страны Советов.
Здесь в период гражданской войны Ленин и Сталин руководили созданием Красной Армией.
Отсюда не раз звучали мощные призывы к защите Советского государства.
Сколько любви вкладывают в это слово трудящиеся нашей страны! Какой надеждой звучит слово Москва для угнетенных и задавленных фашизмом народов! Но о Москве мечтают и
подГ 4
[стр. 508]

На состоявшихся многолюдных собраниях на заводах, фабриках, I? колхозах советский народ даст достойный ответ на обращение главы советского правительства, вождя народов — товарища Сталина.
Вся страна поднимается в великом и могучем порыве, готовая встать с оружием в руках на защиту своей родимы, своего советского государства.
От крупнейших промышленных гигантов Ленинграда и Москвы до далеких границ Средней Азии, Закавказья и Дальнего Востока, поднимается стальная стена, растет могучая воля и сила советского народа.
Вот митинг на заводе имени Фрунзе в Ленинграде.
Старый слесарь Петр Дементьевич Харинский вступает в ряды народного ополчения и призывает всех следовать его примеру.
Он уверен, что могучий гнев советского народа испепелит фашистских бандитов.
На металлическом заводе имени Сталина стахановец Кондрашин, уходящий добровольцем на фронт, призывает следовать его примеру.
Рабочие говорят о том, что на борьбу с фашистскими захватчиками по призыву товарища Сталина поднимется и стар и млад, и мужчины и женщины.
В словах рабочих звучит беззаветная преданность социалистической родине, большевистской партии и великому Сталину, звучит священная ненависть к фашистским варварам.
В ряды Красной Армии и народного ополчения вступают массы, а нс одиночки.
На орденоносном заводе «Большевик», сыгравшем такую большую роль в борьбе за Ленинград в период гражданской войны, участник гражданской войны Касьянов напоминает рабочим те грозные дни.
— Вы помните, — говорит он, — как коварный враг подходил к Петрограду и как мы, сменив станки на винтовки, мощным ударом разбили его полчища.
Мой призыв к молодежи, да и к старым рабочим тоже, — влиться в ряды народного ополчения.
Я сам вступил в его ряды.
На фронте и в тылу будем нещадно громить подлого врага.
Москва — центр великой страны Советов.
Здесь в период гражданской войны Ленин и Сталин руководили созданием Красной Армией.
Отсюда не раз звучали мощные призывы к защите Советского государства.
Сколько любви вкладывают в это слово трудящиеся нашей страны! Какой надеждой звучит слово Москва для угнетенных и задавленных фашизмом народов! Но о Москве мечтают и
подлые фашистские гады.
Москва в эти дни спокойно суровая; с полной уверенностью в наших силах встречает она нависшую над нашей страной опасность.
В Москве нет людей, которые не согласились бы с оружием в руках защищать нашу великую родину.
С утра, когда прозвучал по радио голос товарища Сталина и у рупоров стояли тысячи людей но всем фабрикам и заводам, рабочие клялись отомстить фашистским людоедам за все зло, которое они причинили нам и другим народам.
На крупнейшем заводе имени товарища Сталина рабочие говорили: — Никому мы не дадим помешать нашей дружной работе.
Наши моторы будут лучше, чем те, которые фашисты получат со своих заводов, где трудятся несвободные граждане, а задавленные рабы.
Но не только моторы мы дадим стране.
Каждый пойдет на фронт, чтобы грудью защищать свою родину! На предприятиях, в учреждениях и организациях Киева, на который так зарятся фашистские бандиты, идут многолюдные митинги.
На одном из митингов выступает писательница Ванда Василевская.
Она взволнованно говорит на польском языке, — равноправном в Советском Союзе, преследуемом в фашистской Германии.
— Я вчера только прибыла с фронта.
Я видела, как мужественно дерутся красные воины за каждый метр своей родной земли.
Так могут драться люди только за свободу, за волю.
Этот бой будет последним боем...
немецких фашисты впервые встретились с армией, которая умеет, хочет и может бороться, и поэтому она победит.
И она призывает: — В эти грозные дни — все в бой за свободу, за нашу родину, за Сталина! И если враги не забыли недалекого прошлого, то они должны знать, что ленинградские, московские, горьковские, харьковские, ростовские рабочие, донбассовские шахтеры не клянутся напрасно.
В Донбассе с начала отечественной войны добыча угля значительно поднялась.
Рабочие подтянулись, крутом боевой дух, умение не только самоотверженно работать в забоях, нс только обеспечить безопасность шахт от поисков диверсантов и лазутчиков, но и с оружием в руках отстаивать советскую землю.
Тс же настроения, та же великая ненависть к фашистам, то же горячее желание бороться наблюдается в колхозах великой нашей стране.
Вот колхозники крупной артели «12-я годовщина октября», Воронежской области, собравшись на митинг, заявляют: «Сердца колхозников полны гнева и ненависти к фашистским убийца, вероломно напавших на нашу священную родину.
Мы заверяем партию, правительство и товарища Сталина, что приложим все усилия к тому, чтобы 5

[стр.,546]

Таков бесславный конец торжественно провозглашенного хвастуном Гитлером второго генераль го насгулления на Москву.
Вместо обещанного немецкому народ}' триумфа, вместо обещанного нем
ким войскам отдыха в теплых квартирах советской столицы — разгром отборных дивизий, новые ог ромные потери, провал .хвастливого гитлеровского плана окружения и взятия Москвы.
Непоколебимо стоит наша красавица Москва, огражденная как железной стеной, стойкостью, самоотверженностью, беззаветным мужеством своих защитников.
Героические части Красной Армии, выполняя стратегический замысел советского командования, отрубили клешни фашистского хищника и разгромили его силы на всех направлениях к Москве.
С огромной радостью, законной гордостью прочитает сегодня вся наша страна сообщение Совинформбюро о провале немецкого плана окружения и взятия Москвы.
Для второго генерального наступления на Москву германское командование стянуло огромные силы — 51 дивизию.
Измотав противника в оборонительных боях, войска нашего Западного фронта 6 декабря перешли в контрнаступление против ударных фланговых группировок противника.
Эти группировки были разбиты и поспешно отходят.
Сообщение Совинформбюро рисует выразительную картин}' общего отступления врага.
С 16 ноября по 11 декабря захвачено и уничтожено, без действий авиации: танков — 1434, автомашин — 5416, орудий — 575, минометов — 339, пулеметов — 870.
Потери немцев составляют свыше 85 тысяч убитыми.
Гитлер и его банда делают жалкие и безуспешные попытки приуменьшить значения провала.
Они не могут скрыть свою растерянность.
Они лепечут несусветный бред о якобы добровольной и заранее продуманной приостановке наступления, о русской зиме, которая якобы требует каких-то новых форм продвижения.
Они беспомощно лгут, эти шулера из игорного дома «Гитлер и компания» о том, что бои имеют якобы только «местное значение».
Все это — бесполезная попытка развалившегося «стратега» Гитлера как-то оправдать свое позорное поражение и гибель внушительной части германской армии.
Первое генеральное наступление на Москву в окгябрс разбилось о стойкость Красной Армии.
Гитлеру не удалось в декабре принимать, как было обещано, парад своих банд на Красной площади.
В бессильной ярости гитлеровские бандиты прятались на подмосковных равнинах и холмах когда на Красной площади перед товарищем Сталиным спокойно и уверенно проходили готовые к бою красноармейские части.
В ноябре Гитлер приказывает своим войскам взять Москву «любой ценой».
Разбойничьи орды подходили к Москве.
Грозная опасность нависла над ней.
Но спокойны и тверды были защитники Москвы, командиры на фронте, рабочие оборонных предприятий, вес москвичи на строительстве укреплений.
Спокойна вся страна.
Сталин в Москве, Сталин не пустит врага в Москву, — это знали и знают вес.
Непоколебимая решимость овладела всеми — лечь костьми, а нс отдать на поругание смертельному врагу родную Москву.
В тот момент, когда глупый и наглый Гитлер уже гешил себя мыслью о близости московских окраин, — судьба гитлеровского генерального наступления была предрешена.
Перед частями Красной Армии, обороняющими Москву была поставлена задача: не только сорвать второе генеральное наступление на Москву, но и положить здесь на подступах к Москве начало разгрома гитлеровских полчищ.
— Под Москвой должен начаться разгром врага! — этот призыв, исполненный сознания своей силы и веры в победу, воодушевлял бойцов, командиров и политработников, вливал новые силы в оборону столицы, удесятерял мужество ес защитников, рождал наступательный порыв.
Товарищ Сталии говорил: «Оборона Ленинграда и Москвы, где наши дивизии истребили недавно десятка три кадровых дивизий немцев, показывают, что в огне отечественной войны куются и уже выковались новые совегские бойцы и командиры, летчики, артиллеристы, минометчики, танкисты,* пехотинцы, моряки, которые завтра превратятся в грозу для немецкой армии».
Эго историческое «завтра» превращается в наше героическое «сегодня», в волнующий рассказ о славной победе в великой битве под Москвой.
Гроза грянула над фашистскими полчищами под Ростовым, грянула пол Тихвином, где истреблена крупная группа фашистских войск и сорвана попытка сомкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда.
Гроза трянула под Москвой.
Родина гордится своими сынами, бойцами Красной Армии, мужественно бьющимися на московских рубежах.
Родина гордится стойкостью трудящихся Москвы, которые своим героическим самоотверженным трудом и не производстве, и на строительстве оборонительных рубежей вокруг Москвы помогли и помогают Красной Армии, снабжая ее оружием и боеприпасами, крепя тыл, воодушевляя бойцов.
43

[Back]