Проверяемый текст
Ворожбитова Александра Анатольевна. Лингвориторическая парадигма (Диссертация 2000)
[стр. 27]

27 Теория аргументации в научной литературе рассматривается как база неориторики в связи с тем, что формирование неориторики, пли общей риторики, противопоставляемой классической риторике античных времен, и феномен так называемого «риторического Ренессанса» второй половины XX в.
связаны с разработкой бельгийским юристом и логиком X.
Перельманом основ теории аргументации на основе изучения современной ему успешной юридической практики.
Далее приведем общую характеристику неориторики в изложении У* В.II.
Топорова.
К началу 19 в.
риторическая наука приходит в состояние упадка, однако с 60-х гг.
20 в.
вновь начинается расцвет риторики, нашедшей для себя новый идейно-научный контекст.

Она становится одной из наиболее быстро и продуктивно развивающихся дисциплин филологического цикла.
Этот второй период в истории риторики нередко называют «неориторикой» или «общей риторикой» (гЬе1опцие
§епсга!е), в отличие от риторики традиционного типа.
Становление риторики нового типа вызвано в первую очередь лингвистическими факторами, через которые она включается в круг семиотических дисциплин и в сферу культурологических проблем.

Уяснение статуса лингвистики в рамках теоретико-информационной концепции привело, в частности, к выделению и операционному определению так называемой поэтической функции языка, образуемой при наличии установки.на сообщение (тезза&е), и к разработке лингвистических методов исследования поэтической функции.
Нс менее существенным был следующий шаг возникновение новой лингвистической дисциплины, так называемой лингвистики текста, которая предполагает рписанме как связанных таких фрагментов текста (с верх фразовых единств), которые превышают предложение, до последнего времени считавшееся наиболее крупной единицей языка.
Независимо от того, выводится ли риторическая структура текста непо
[стр. 58]

58 Согласно такому авторитетному справочному изданию, как ЛЭС, «с 60-х гг.
XX в.
вновь начинается расцвет риторики, нашедшей для себя новый идейно-научный контекст.

Этот второй период в истории риторики нередко называют «неориторикой» или «общей риторикой» (гЬе1опцие
«епега!е), в отличие от риторики традиционного типа.
Становление риторики нового типа вызвано в первую очередь лингвистическими факторами, через которые она включается в круг семиотических дисциплин и в сферу культурологических проблем.
(...)
Взаимосвязь риторики и лингвистики» предполагает «зависимость (и ориентацию) объектов риторики (риторических структур) от объектов лингвистики (языковых структур).
В современной семиотике под риторикой как раз и понимают правила построения речи на сверхфразовом уровне, законы «поэтической семантики», т.е.
типы непрямых (переносных) значений (риторических фигур), и «поэтику текста» (структуру отношений внутритекстовых элементов), включая анализ социального функционирования текстов как целостных знаков.
Многофункциональность риторики, обеспечившая ей существование в новых условиях, ...
дает возможность трактовать риторику как «вторичную» грамматику, функционирующую как своего рода метатекст.
Описывая и предписывая процедуры конструирования коммуникативных форм и ситуаций, в которых речь употребляется с разными целями, риторика сама берет на себя задачу создания «функционального языка», выступая как один из важнейших инструментов культуры, который организует ее языковую и коммуникативную систему (Р.
Лахман).
На этих путях риторика входит в союз с другими дисциплинами, нащупывая новые формы функционирования в качестве стабилизирующей силы культуры.
Принадлежа, как и языкознание, к кругу семиотических наук, риторика разделяет с ним ряд общих проблем: вариант — инвариант (ср.
проблему так называемых общих мест в риторике), типы (каталогизация и классификация), общее и частное, универсалии, пробуема выводимости (развертывания) и сводимости (свертывания),

[Back]