29 пая как один из важнейших инструментов культуры, который организует ее языковую и коммуникативную систему (Р. Лахман). На этих путях риторика входит в союз с др. дисциплинами, нащупывая новые формы функционирования в качестве стабилизирующей силы культуры. Принадлежа, как и языкознание, к кругу семиотических наук, риторика разделяет с ним ряд общих проблем: вариант инвариант (ср. проблему так называемых общих мест в риторике), типы (каталогизация и классификация), общее и частное, универсалии, проблема выводимости (развертывания) и сводимости (свертывания), сопоставление и поиск общего основания, моделирование действительности и т. п. Во многих случаях риторика сталкивается как с типовыми с такими ситуациями, которые в языкознании выступают как исключения или парадоксы. Тем самым открываются возможности для дальнейшего (и притом сознательного) контакта риторики и лингвистики, при котором и последняя с пользой для себя обращается к опыту риторики. В связи с теорией аргументации в науке функционирует термин «аргументативный дискурс», под которым понимают «связный устный или письменный текст, конституирующий последовательность высказываний в определенной аргументативной коммуникативной ситуации, в процессе развертывания которой говорящие попеременно продуцируют взаимодействующие между собой, взаимосвязанные аргументативные высказывания с целью достижения определенной коммуникативно-прагматической цели, а именно убедить собеседника в истинности какого-либо суждения и заставить его принять это мнение» [Кошеварова, 2006, с. 3]. В современной англоязычной литературе функционирует понятие «культура аргументации» (1Ье агдитеп! сийиге), которое, как* отмечает В.П. Москвин в работе «Аргументативпая риторика», анализируя современное состояние теории аргументации, заключается в использо |
58 Согласно такому авторитетному справочному изданию, как ЛЭС, «с 60-х гг. XX в. вновь начинается расцвет риторики, нашедшей для себя новый идейно-научный контекст. Этот второй период в истории риторики нередко называют «неориторикой» или «общей риторикой» (гЬе1опцие «епега!е), в отличие от риторики традиционного типа. Становление риторики нового типа вызвано в первую очередь лингвистическими факторами, через которые она включается в круг семиотических дисциплин и в сферу культурологических проблем. (...) Взаимосвязь риторики и лингвистики» предполагает «зависимость (и ориентацию) объектов риторики (риторических структур) от объектов лингвистики (языковых структур). В современной семиотике под риторикой как раз и понимают правила построения речи на сверхфразовом уровне, законы «поэтической семантики», т.е. типы непрямых (переносных) значений (риторических фигур), и «поэтику текста» (структуру отношений внутритекстовых элементов), включая анализ социального функционирования текстов как целостных знаков. Многофункциональность риторики, обеспечившая ей существование в новых условиях, ... дает возможность трактовать риторику как «вторичную» грамматику, функционирующую как своего рода метатекст. Описывая и предписывая процедуры конструирования коммуникативных форм и ситуаций, в которых речь употребляется с разными целями, риторика сама берет на себя задачу создания «функционального языка», выступая как один из важнейших инструментов культуры, который организует ее языковую и коммуникативную систему (Р. Лахман). На этих путях риторика входит в союз с другими дисциплинами, нащупывая новые формы функционирования в качестве стабилизирующей силы культуры. Принадлежа, как и языкознание, к кругу семиотических наук, риторика разделяет с ним ряд общих проблем: вариант — инвариант (ср. проблему так называемых общих мест в риторике), типы (каталогизация и классификация), общее и частное, универсалии, пробуема выводимости (развертывания) и сводимости (свертывания), 59 сопоставление и поиск общего основания, моделирование действительности и т.п. Во многих случаях риторика сталкивается как с типовыми с такими ситуациями, которые в языкознании выступают как исключения или парадоксы. Тем самым открываются возможности для дальнейшего (и притом сознательного) контакта риторики и лингвистики, при котором последняя с пользой для себя обращается к опыту риторики (Топоров 1990, 417). Актуализирован современной наукой и прикладной аспект риторических исследований. Ю.В. Рождественский в фундаментальной монографии «Теория риторики» подчеркивает: «Возрождение риторики в преподавании русского языка общественная потребность. (...) Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики. (...) Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений... Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества» (Рождественский 1997, 10. Курсив наш. А.В.). Как видим, к сфере неориторики относятся проблемы эффективности как продуцироваания речи, так и рецепции. Значение теоретической и практической риторики в жизни общества стимулировало интеграцию неориторики с другими научными дисциплинами поэтикой, литературоведением в целом, что будет специально рассмотрено далее. Здесь же обратим внимание, в частности, на риторическую фонетику, которая в отличие от филологической фонетики ориентирована в основном на устную форму интеллектуального стиля и описывает средства фонации, позволяющие оптимизировать публичное выступление. Для риторической фонетики речь прежде всего способ воздействия на человека для наиболее эффективного сообщения информации, и средства звучащий речи описываются |