Проверяемый текст
Ворожбитова Александра Анатольевна. Лингвориторическая парадигма (Диссертация 2000)
[стр. 79]

79 В публицистическом дискурсе военного периода альтернативные ментальные пространства представлены с максимальной художественной выразительностью как носители полярных культурных концептов, образующих базовую дихотомию вселенского масштаба добро и зло.
В текстах статей Л.
Толстого, И.
Эренбурга, Л.
Леонова, Вс.
Вишневского, А.
Довженко, А.
Кешокова и других авторов концентрируется вокруг таких концептов, как нравственность, патриотизм, мужество, самоотверженность, ненависть (к врагу), любовь к свободе, созидательность, творчество, ум, смекалка, гуманность, стремление к миру, самоотверженный труд.

Данные концепты выступают в качебтве краеугольных камней советского ментального мира военного периода.
В характеристике врагов, напротив, доминируют такие концепты, как истеричность,
психопатичиостъ, жажда убийства, жестокость, садизм, автоматизм, маминоподобие, бесчеловечность.
безнравственность, отупение, враждебность к свободе, преступность, скудоумие, тупость, вра.ждебность культуре и т.п.
В сопоставительном плане выделяются следующие
типичные оппозиции: нравственные безнравственные; мужественные, самоотверженные трусливые; свободолюбивые — враждебные к свободе; действующие творчески роботоподобные (бездушные автоматы); умные, смекалистые тупые; гуманные — жестокие, бесчеловечные.
Прагматика речевого воздействия военной публицистики во многом обусловлена яркой характеристикой мира врагов: Фашисты двуногие чудовища; зверюги; псы, спущенные с цепей; волки из волков, змеи из змей (эсэсовцы); отупевшая человеческая масса; падшая сволочь; шайка гангстеров; детоубийцы, растлители, мародеры, надменные дураки; гороховые шуты; прогрессивные погромщики; немец ученый зверь (И.
Эренбург); рабовладельцы;
ока•г' янные зверюги с голосами, хриплыми, как карканье воронов (А.
ТолI
[стр. 326]

326 Противопоставление «они мы» транспонируется на полюса их родина наша родина: ■ Онижестоки и распущенны, потому что в них вытравлено все человеческое; они чудовищно прожорливы, потому что всегда голодны...; Они идут, ни во что уже больше нс веря, ни в то, что жили когда-то у себя на родине.
ни в то, что когда-нибудь туда вернутся; Г’ермания это только фабрика военных машин и место формирования пушечного мяса...; Эти люди намерены...
нашу родину назвать Германией...
(Л.
Толстой).
В авторских статьях альтернативные ментальные пространства представлены с максимальной художественной выразительностью как носители полярных культурных концептов, образующих базовую дихотомию вселенского масштаба добро и зло.
Применительно к советскому ментальному пространству доминирует концепт нравственность его несущая конструкция, с которой тесно взаимосвязаны концепты правда, добро, с одной стороны, и ненависть к фашистским захватчикам как персонифицированному злу с другой.
Например, в статьях Л.
Толстого концепт нравственность выступает в качестве важнейшего дифференциального признака советского менталитета как в военной повседневности, так и в литературе.
Приведем лишь несколько примеров: ■ ...Человек на фронте стал нравственно чище, серьезнее, проще и глубже; От этой выросшей нравственной силы советский воин делает такие отважные дела...; Весь наш тыл живет, равняясь по нравственной высоте Красной Армии...
(А.
Толстой.
Самоотверженность).
Концепт нравственность выступает в многочисленных словосочетаниях: ■ (неугасимая) нравственная сила; нравственный дух; нравственные категории; нравственный свет; нравственная глубина; общечеловеческий нравственный смысл; нравственное перерождение; нравственная высота, нравственная творческая тема и др.
Концепт нравственность в идиодискурсе А.
Толстого тесно взаимосвязан с концептами правда, добро, ненависть, которые также чрезвычайно частотны в его идиодискурсе и функционируют в качестве краеугольных камней советского ментального мира военного периода: ■ Навстречу' развязанному зверю встала собранная, воодушевленная любовью к родине и правде, нравственная сила советского народа.
(Нас не одолеешь! ).


[стр.,328]

328 Защитники Севастополя показали высокий пример отваги, ненависти к врагу, злобы в бою, пренебрежения к смерти.
Как показал анализ, характеристика «наших» в публиолекте А.
Толстого, И.
Эренбурга, Л.
Леонова, Вс.
Вишневского, А.
Довженко, А.
Кешокова и др.
авторов концентрируется вокруг таких концептов, как: нравственность, патриотизм, мужество, самоотверженность, ненависть (к врагу), любовь к свободе, созидательность, творчество, ум, смекалка, гуманность, стремление к миру, самоотверженный труд
и под.
Они выступают в качестве краеугольных камней советского ментального мира военного периода.
В характеристике врагов, напротив, доминируют такие концепты, как: истеричность,
психопатичность, жажда убийства, жестокость, садизм, автоматизм, машиноподобие, бесчеловечность, безнравственность, отупение, враждебность к свободе, преступность, скудоумие, тупость, враждебность культуре и т.п.
В сопоставительном плане выделяются следующие
соответствующие полюсам «мы (советскиелюди) они (враги)» типичные оппозиции: нравственные безнравственные; мужественные, самоотверженные трусливые; свободолюбивые враждебные к свободе; действующие творчески роботоподобные (бездушные автоматы); умные, смекалистые тупые; гуманные жестокие, бесчеловечные.
Характерны эпитеты и метафоры антитезисного плана, оценивающие войну, ее цели и сражающиеся армии: стальная мощь, битва в защиту правды, народная война, великая победа, отважные дела, стальная стена, гуманная миссия, уничтожение смертоносных микробов и др.
вооруженное насилие, тотальная война, кровавое пиршество; горячечные, садистические, кровавые цели; разорение нашей родины и т.п.
Писательская публицистика дает яркую характеристику мира врагов: Фашисты — двуногие чудовища; зверюги; псы, спущенные с цепей; волки из волков, змеи из змей (эсэсовцы); отупевшая человеческая масса; падшая сволочь; шайка гангстеров; детоубийцы, растлители, мародеры, надменные дураки; гороховые шуты; прогрессивные погромщики; немец ученый зверь (И.
Эренбург); рабовладельцы;
окаянные зверюги с голосами, хриплыми, как карканье воронов (А.
Толстой); бесноватые немки и т.п.; Германия подлая и темная, фабрика военных машин, место формирования человеческого мяса, серийное производство убийц, преступная шайка Гитлера, фашизм бескрылый черный мир и т.п.

[Back]