5 правосудию» . Правосознание психологическая основа реализации права. Оно неразрывно связано с базовыми ценностями данного общества, которые охраняются правом. В обществе существуют группы и подгруппы, которые по-разному относятся к позитивному праву, по-разному его воспринимают и неодинаково следуют его нормам. Правосознание зависит и от знаний, и от опыта столкновения субъекта с правовой практикой того или иного уровня. В результате формируется область ценностного восприятия права и правовой системы в целом, которая характеризуется положительным или негативным, тотальным или избирательным признанием права. Правосознание это не только отражение в индивидуальном сознании духа и характера уже действующих в обществе законов, но представляет собой совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретного индивида, группы, общества в целом к праву и правовым явлениям в общественной жизни, которое определяет практическое поведение человека как гражданина. Существенный вклад в учение о правосознании внес выдающийся российский правовед И. А. Ильин, рассматривавший его в качестве более К * * * * * I значительного феномена, чем само право. Правосознание понимается Ильиным как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» как некая универсалия, имеющая и формально-юридическое, и естественно-правовое измерение . В работе И.А. Ильина «О сущности правосознания» специальная глава посвящается государственному правосознанию, что, по сути, является основой теории конституционного правосознания. 5 Иванников И.А. Теория государства и права: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2001. С. 308. 6Ильин И.А. О сущности правосознания. / Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. М., 1993. С. 140. 16 |
ве формальных границ правомерного и неправомерного и отношение к ним конкретного субъекта, оценивающего, критикующего, соотносящего свои ценности, потребности и надежды с возможностями и ограничениями, которые заложены в праве. 1.1. Теоретихо-методологичесхие предпосылки анализа правосознания и правовой хультуры Правосознание тесно связано с правовой культурой, которая на основе знаний и представлений формирует легитимные (общепризнанные) поведенческие образцы, нормы, ценности, стереотипы и правила в отношении к позитивному праву, регулирующие активность различных общественных субъектов. Правовая культура и правосознание неоднородны. В одном и том же обществе существуют группы и подгруппы, которые по-разному относятся к позитивному праву, по-разному его воспринимают и неодинаково следуют его нормам. Правосознание зависит и от знаний, и от опыта столкновения субъекта с правовой практикой того или иного уровня. В результате формируется область ценностного восприятия права и правовой системы в целом, которая характеризуется положительным или негативным, тотальным или избирательным признанием права. Правовая культура отражается не только в правосознании, но и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причем отклоняющееся от норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа, эскейпизма или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой 13 |