Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 75]

-.53бессмысленной» .
Именно через правовое поведение проявляется уровень развитости правосознания, правовая установка и в целом правовые ценности личности.
В правовом поведении должное из норм и предписаний переходит в действительную практику правоотношений.
Выбор в сфере правового поведения выступает как объективный факт правовой самореализации личности, материализовавшаяся духовно-правовая ценность.
Поэтому масштабное распространение преступности в современной России демонстрирует, помимо значительного ослабления социального контроля и слабости правоохранительной системы, еще и серьезные изъяны в правовой социализации.
Современный среднестатистический россиянин гораздо легче перешагивает через требования права, чем это было возможно в прошлом.
Обобщая данные, получаемые в результате многочисленных социологических опросов, приходится признать, что
состояние правовых ценностей россиян далеко от нормы.
Проблема правовых ценностей как аксиологической базы правосознания предстает совершенно в новом свете, когда мы начинаем задумываться о ее содержании с точки зрения целей и факторов национальной безопасности общества.
А.
Я.
Флиер пишет по этому• Л .
а * I • 'Л * * * к ^ Я I V поводу: «Одна из характерных особенностей...
нарастающих угроз то,* что...
в России наблюдается широкая «массовизация» разнообразных форм антисоциального
или социально-деструктивного поведения...
Страну охватила эпидемия массового мошенничества.
И это, пожалуй, самое безобидное из всего, что происходит в обществе» .
Такая негативная, но в то же время обоснованная характеристика сложившейся ситуации
указывает на значимость проблемы повышения эффективности правовой социализации и формирования механизмов, эффективно регулирующих правовое поведение 53 Бабенко А.
Н.
Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей //Государство и право.
2005.
№ 2.
С.
105.
? А Флиер А.
Я.
Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность.
1998.
№ 3.
С.

181.
75
[стр. 174]

ГЛАВА 4.
ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩ ЕСТВА Исходя из рассмотренных выше институциональных и личностных параметров правовой культуры, адекватной типу общества, которое может быть названо правовым, и пытаясь их сопоставить с наличным социальным бытием современной России, нетрудно прийти к выводу об атипичности сложившейся здесь и сейчас ситуации в сфере права.
Небывалое по масштабам распространение преступности, причем в том числе таких ее форм, которые ранее были почти неведомы в нашей стране, изменения в ее структуре, свидетельствующие о захваченное™ криминогенными процессами самых разных возрастных, гендерных, профессиональных групп, демонстрирует, помимо значительного ослабления социального контроля и слабости правоохранительной системы, еще и серьезные изъяны в общественном мировоззрении и массовой психологии.
Современный среднестатистический россиянин гораздо легче перешагивает через требования права, чем это было возможно в прошлом.
Обобщая данные, получаемые в результате многочисленных социологических опросов, приходится признать, что
общая правокультурная атмосфера в России далека от нормы, что отечественная правовая культура претерпевает существенные деформации, во многом обусловленные сложностью переходного периода именно в социокультурном плане, возникновением аксиологического, когнитивного вакуумов, плюрализмом менталитетов.
Социокультурный феномен правового нигилизма, бесспорно, следует отнести к деформациям такого рода.
Правовой нигилизм как специфический негативный тип мировоззрения по отношению к праву в силу своей распространенности вызывает в настоящее время повышенный интерес исследователей.
Будучи, с одной стороны, неотъемлемым элементом склады

[стр.,240]

Правовая идеология и правовые нормы могут ухудшать параметры правовой культуры, поскольку насилие, социальная несправедливость, подавление естественных прав человека и достоинства личности даже в части общества приводит к нигилизму, криминализации сознания и поведения, к негативному восприятию права и государства, что нередко в российской социальной истории приводило к бунтам, революциям, хозяйственному застою и экономическому отставанию, которые вновь вызывали насилие, репрессии и порочный круг социальной борьбы возобновлялся, так и не дорастая до согласия.
Но с такой же закономерной неумолимостью действует и обратная логика этой взаимосвязи: принятие современного, прогрессивного законодательства приводит к социальной стабилизации, расцвету инициативы, к развитию нации и экономическому росту и этому в российской истории тоже есть известные (хрестоматийные) подтверждения.
Таким образом, идущее в современной России правовое строительство не просто самоценно, а и чрезвычайно важно для формирования той культуры, которая будет способствовать легитимизации новых общественных (политических, экономических, духовных) установлений и закреплению созданных в процессе реформ социальных учреждений и институтов.
Проблема правовой культуры предстает совершенно в новом свете, когда мы начинаем задумываться о ее содержании с точки зрения целей и факторов национальной безопасности общества.
“В перечне проблем национальной безопасности современной России первое место занимают угрозы внутреннего характера: региональный сепаратизм, национальный, религиозный и социальный экстремизм, масштабная криминализация экономики и некоторых других высокодоходных сфер деятельности, "просачивание" криминальных элементов в правящие элиты страны и т.п.
Одна из характерных особенностей этих нарастающих угроз то, что...
в России наблюдается широкая "массовизация" разнообразных форм антисоциаль


[стр.,241]

ного или социально-деструктивного поведения...
Страну охватила эпидемия массового мошенничества.
И это, пожалуй, самое безобидное из всего, что происходит в обществе”1.
Такая негативная, но в то же время обоснованная характеристика сложившейся ситуации
показывает, как важно сегодня сформировать правовое поле и запустить в действие механизмы, эффективно регулирующие правовое поведение во всех сегментах общества.
Проблема культуры как фактора безопасности содержательно связана с развитием сознания, мышления и отношений, стимулирующих социальную конкурентоспособность и индивидуальную конкурентность как основную характеристику современного гражданского общества.
“Ведь основа гражданского правового общества не рыночная экономика и демократические формы правления как таковые, а именно склонность к честной конкуренции свободных личностей, где более энергичный, трудолюбивый, способный и профессионально подготовленный человек естественным образом имеет больше шансов опередить конкурентов и заработать больший объем социальных благ.
Это и является основой социальной культуры современного общества, и там, где подобная культура выше, существенно ниже уровень внутренних угроз национальной безопасности”2.
Однако именно в этом пункте и возникает существенная культурная проблема: ведь российская традиция культивировала соборность, затем коллективность и как же на этом фоне может возникнуть поощряемый обществом индивидуализм? По всей видимости, этические нормы не скоро начнут поощрять соревновательность, исключительность, как они и сегодня не одобряют социальное расслоение и дифференциацию возможностей разных людей и групп.
Для того, чтобы новая норма и соответствующая ей практика прижилась, необходима санкция самого авторитетного общественного субъ1Флиер А.Я.
Культура как фактор национальной безопасности //Общественные науки и современность.
1998.
№3.
С.18!.

2Там же.
С.
182.

[Back]