во всех сегментах общества. Посттрансформационный системный кризис российского общества оказывает влияние и на правосознание населения, предъявляя новые требования к правовой социализации как процессу усвоения правовых ценностей . Стоящая перед Россией в настоящее время задача формирования демократического общества и правового государства диктует требования к эффективности процесса правовой социализации россиян, интериоризации ими правовых ценностей. Определяя тип личности, соответствующий правовому типу государственности, следует отметить востребованность в современной России таких качеств, как гражданственность, способность отстаивать свои права и свободы, а также конструктивно взаимодействовать с другими личностями во имя общих целей, интересов, ценностей. До тех пор, пока правовая культура российских граждан не обретет необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не превратится в нравственную потребность, в идею, способную объединить общество вокруг задачи правового, политического, социального, экономического и культурного созидания, не могут быть реализованы на практике процедуры и 56 институты обеспечения прав и свобод человека . уі Таким образом, специфика современной ситуации в сфере правовых ценностей в российском обществе определяется задачей реализации в исторически сжатые сроки перехода к правовому государству и демократическому обществу. Однако эта задача требует развития рациональности правопонимания и культуры, создания устойчивого приоритета правовых ценностей, радикального повышения эффективности 55 См.: Муромцев Г. И. Политико-правовое сознание современной России: культурно-исторический аспект // Политико-правовой идеал в современном российском законодательстве. Ростов н/Д, 2005. 56 Аринин А. Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. 2002. №1. С. 69-70. 76 |
Как подчеркивает Т.И. Заславская, «тесно связанные между собой институты гражданского общества и прав человека наиболее очевидно обращены к человеку и гражданину. Именно эти социальные институты определяют «человеческое лицо» или, наоборот, «противочеловеческий оскал» той или иной системы. Взятые вместе, они характеризуют возможность • людей выражать и эффективно отстаивать свои интересы, иными словами, степень реального демократизма общества»1. Следовательно, до тех пор, пока правовая культура российских граждан не обретет необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не превратится в нравственную потребность, в идею, способную объединить общество вокруг задачи правового, политического, социального, экономического и культурного созидание, не могут быть реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека2. Многие исследователи, как было показано выше, разделяют аксиоло* гический подход к определению правовой культуры через систему норм и ценностей общества. Именно здесь прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна. Одна из причин низкой правовой культуры современного общества низкий уровень нравственности, без повышения которого невозможно добиться состояния правокультурности3. В формировании демократического, свободного, правового, гражданского общества западных государств важное место занимал принцип субсидиарности (subsidium (лат.) помощь, поддержка, защита). Истоки идеи субсидиарности уходят своими корнями в основы христианского социального 1 Заславская Т.И. Инновационно-реформаторский потенциал России и проблемы гражданского общества //Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М.: ООО «Северо-Принт», 2001. С.26. 2 Аринин А.И. Права и свободы человека и эффективное развитие России //Общественные науки и современность. 2002. №1. С. 69-70. 3 Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научной конференции) //Государство и право. 2001, №10. 233 |