Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 84]

установка сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода регулятивным фактором поведения индивида в меняющейся социальной среде.
Позитивная правовая установка позволяет упорядочить процесс правового поведения, позволяя человеку действовать в рамках одобряемой в обществе модели социальной активности и взаимодействия.
По мнению Е.
А.
Лукашевой, в правовой установке личности (понимаемой как
ее готовность действовать согласно тому или иному нормативу, образцу поведения) концентрируются все компоненты социально-психологическои регуляции, в зависимости от качественной характеристики которых она может носить либо позитивный либо негативный характер, проявляющиеся соответственно в правомерном либо противоправном поведении личности .
Она же отмечает, что установка является одним из
важнейших факторов, определяющих сознательное отношение личности к своим правам и обязанностям и что ее свойство как сознательного регулятора поведения личности имеет особое значение, поскольку в сфере реализации прав и свобод граждан не должно быть I • $ автоматизма.
г а • 1 І В.
И.
Каминская и А.
Р.
Ратинов рассматривали правовые установки и
66 ориентации как продукт функционирования правосознания .
Н.
Л.
Гранат считает, что правовая установка как интеллектуально-эмоционально волевое образование является результатом практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль
С.
12.
65 Лукашееа Е.
А.
Социалистическое М.
Наука, 1987.
С.
79.
66Каминская В.
И., Ратинов А.
Р.
Правосознание как элемент правовой культуры //Правовая культура и вопросы правового воспитания.
М., 1974 С.
57.

84
[стр. 149]

ческая активность второго ур овн я связана с общ им и объектам и дей ств и тельности и представляет со б о й б ол ее сл ож н ую структуру, в ф орм ировании которой субъект дел ает си туац и ю предм етом познания (п роц есс об ъ ективации).
Третий уровень психической активности, выделенный Ш .А .
Н адираш вили, относится уж е к социальном у поведению личности, проявляю щ ем уся в волевой активности, которая регулируется систем ой ц ен н о стны х ориентации, принципов, как они ф иксирую тся в сам осознании и н дивида, в его «п сихологическом автопортрете»1.
Ф ормулируя социально-психологическое оп ределение установки, В .А .
Я дов писал: «...
установка и фиксированная установка в частности является психологическим м ехан и зм ом регуляции как бессозн ател ьн ой , так и осознанной активности субъекта, она содерж и т м еханизм ы и п р остейш их и сложны х социальны х форм поведения» .
Опираясь на разработанны е психологам и полож ения теории у ст а новки и исходя из ее сущ н остн ы х характеристик, проанализируем со д е р ж ание понятия правовой установки личности и оценим ее значение.
На наш взгляд, за осн ов у м ож н о бы ло бы взять сл едую щ и е вы воды отечественны х и ссл едов ател ей , рассм атривавш их ук азан н ую п р о б л ем у .
В частности, по м н ен и ю Е .А .
Л укаш евой, в правовой установке личности (поним аем ой как
се готовность действовать согласно том у или и н ом у н ор мативу, образцу п оведения) концентрирую тся все компоненты социал ьнопсихологической регуляции, в зависим ости от качественной характеристики которых она м ож ет носить л и б о позитивны й л и бо негативны й характер, проявляющ иеся соответствен н о в правом ерном ли бо противоправном п о ведении личности3.
О на ж е отм ечает, что установка является одн и м из
1 См.: Надирашвти Ш.А.
Понятие установки в общей и социальной психологии.
Тбилиси, 1974.
С.89.
2 Циг.
по: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /П од ред.
В.А.Ядова.
Ленинград: «Наука», 1979.
С.
21.
3См.: Лукашева Е.А.
Социалистическое право и личность.
М.: Наука, 1987.
С.
79.


[стр.,150]

* важнейших факторов, определяющих сознательное отношение личности к своим правам и обязанностям, и что ее свойство как сознательного регулятора поведения личности имеет особое значение, поскольку в сфере реализации прав и свобод граждан не должно быть автоматизма.
В.И.
Каминская и А.Р.
Ратинов рассматривали правовые установки и « ориентации как продукт функционирования правосознания1.
Н.Л.
Гранат считает, что правовая установка как интеллектуально-эмоционально-волевое образование является результатом практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль
энергетического двигателя2.
Соответственно, правовую ориентацию он определяет в качестве совокупности правовых установок индивида, непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
М.В.
Щербакова подчеркивает особую значимость правовой установки в реализации регулятивной функции правосознания3.
Т.В.
Синкжова определяет правовую установку как готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающуюся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов4.
Полагаем все же, что говоря о предрасположенности личности к противоправному поведению, следует иметь в виду прежде всего либо ее нигилистическое отношение к праву, либо антиправовую установку.
Конечно, возможна и такого рода дихотомия, которой следует Т.В.
Синкжова, выделяя положительную правовую установку и, очевидно, подразумевая наличие негативной (отрица¥ тельной) «правовой» установки.
Но о какой правовой установке может быть речь в отрицательном (противоправном) смысле, если происходит переход ' Каминская В.И., Ратинов А.Р.
Правосознание как элемент правовой культуры //Правовая культура и вопросы правового воспитания.
М., 1974.
С.
57.

2См.: Общая теория государства и права.
Академический курс в 2-х томах /Под ред.
проф.
М.Н.Марчснко.
Том 2.
Теория права.
М.: Изд-во «Зерцало», 1998.
С.
384.
3Щербакова Н.В.
Проблемы правовой установки личности.
Ярославль, 1993.
4 См.: Теория государства и права.
Курс лекций /Под ред.
Н.И.Матузова и Л.В.Мапько.
М.: Юриспгь, 1997.
С.
564.
150

[Back]