Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 85]

67 энергетического двигателя .
Соответственно, правовую ориентацию он определяет в качестве совокупности правовых установок индивида, непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях, * М.
В.
Щербакова подчеркивает особую значимость правовой установки в реализации регулятивной функции
правосознания68.
Т.
В.
Синюкова определяет правовую установку как готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающуюся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов .
Полагаем все же, что говоря о предрасположенности личности к противоправному поведению, следует иметь в виду прежде всего либо ее нигилистическое отношение к праву, либо
подразумевать антиправовую установку.
Конечно, возможна и такого рода дихотомия, которой следует Т.
В.

Синюкова, выделяя положительную правовую установку и, очевидно, подразумевая наличие негативной (отрицательной) «правовой» установки.
Но о какой правовой установке может быть речь в отрицательном
смысле, если происходит переход права в свою ' ; 1 I • • .
.
, , .
' противоположность «антиправо» (разрушение права).
И дело ведь прежде всего не в том, что «правовая установка, как пишет Т.В.
Синюкова, сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся / ^
7 См.: Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах / Под ред.
проф.
М.
Н.

Марченко.
Т.
2.

М.: Изд-во «Зерцало», 1998.
С.
384.
/ Г О Щербакова Я.
В.
Проблемы правовой установки личности.
Ярославль, 1993.

См.: Теория государства и права: Курс лекций /Под ред.
Н.
И.
Матузова и
А.
В.
Малько.
М.: Юристь, 1997.
С.

564.
85
[стр. 150]

* важнейших факторов, определяющих сознательное отношение личности к своим правам и обязанностям, и что ее свойство как сознательного регулятора поведения личности имеет особое значение, поскольку в сфере реализации прав и свобод граждан не должно быть автоматизма.
В.И.
Каминская и А.Р.
Ратинов рассматривали правовые установки и « ориентации как продукт функционирования правосознания1.
Н.Л.
Гранат считает, что правовая установка как интеллектуально-эмоционально-волевое образование является результатом практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя2.
Соответственно, правовую ориентацию он определяет в качестве совокупности правовых установок индивида, непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
М.В.
Щербакова подчеркивает особую значимость правовой установки в реализации регулятивной функции
правосознания3.
Т.В.
Синкжова определяет правовую установку как готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающуюся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов4.
Полагаем все же, что говоря о предрасположенности личности к противоправному поведению, следует иметь в виду прежде всего либо ее нигилистическое отношение к праву, либо
антиправовую установку.
Конечно, возможна и такого рода дихотомия, которой следует Т.В.

Синкжова, выделяя положительную правовую установку и, очевидно, подразумевая наличие негативной (отрица¥ тельной) «правовой» установки.
Но о какой правовой установке может быть речь в отрицательном
(противоправном) смысле, если происходит переход ' Каминская В.И., Ратинов А.Р.
Правосознание как элемент правовой культуры //Правовая культура и вопросы правового воспитания.
М., 1974.
С.
57.
2См.: Общая теория государства и права.
Академический курс в 2-х томах /Под ред.
проф.
М.Н.Марчснко.

Том 2.
Теория права.
М.: Изд-во «Зерцало», 1998.
С.
384.
3Щербакова Н.В.
Проблемы правовой установки личности.
Ярославль, 1993.

4 См.: Теория государства и права.
Курс лекций /Под ред.
Н.И.Матузова и
Л.В.Мапько.
М.: Юриспгь, 1997.
С.
564.
150

[стр.,151]

права в свою противоположность «антиправо» (разрушение права)? И дело ведь прежде всего не в том, что «правовая установка, как пишет Т.В.
Синюкова, сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся
социальной среде»1, а скорее в самой сущности понятия «правовая установф ка», которая призвана по своему назначению и смыслу содержать правооценочный, когнитивно-юридический (с позиций юридического рассудка) и собственно правоповеденческий (готовность к правовому поступку) аспекты.
В условиях провозглашения и конституционного закрепления России в качестве правового государства встает задача выработки и соответствующей правовой установки личности.
Это подразумевает и выделение особого диспозиционно-юридического образования, каковым можно было бы признать правовые жизненные принципы, несущие в себе ключевые признаки личностно-социальной ценности права.
Здесь мы подходим к сложному вопросу: как именно осуществляется на уровне личностных психологических механизмов воздействие правовой культуры на реальное правовое поведение индивида? Прежде чем рассмотреть проблемы взаимодействия, взаимопроникновения и трансформации правовой культуры в правовую активность личности, отметим, что в исследовательских публикациях можно встретить различные трактовки понятия правовой культуры в ее взаимосвязи с правовой активностью индивида.
Так, например, А.И.
Коваленко определяет правовую культуру как интеллектуально-духовное образование, как реализованную систему знаний о праве и государстве.
«Иначе говоря, пишет он, правовая культура это реализованное правосознание.
Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой 1Там же.
151

[стр.,152]

« культуры, подобно тому как убеж дения лю дей составляют сердцевину их поступков»1.
Несколько иначе, в рамках деятельностного подхода, трактует правовую культуру уже упоминавшийся нами В.П.Сальников.
«Правовая культура личности, пишет он, необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем это степень и характер правового развития самой личности, 2 которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности» .
Безусловно, в качестве компонента сознания и деятельности личности правовая культура активно воздействует на общество.
Тем самым она преломляется в социально-правовую активность личности, представляющую собой, как указывает В.В.
Оксамытный, «наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере»3.
Системно-связующую функцию в области правовой культуры личности осуществляет правовая деятельность.
Такой вывод логично обоснован положениями теории культуры, разработанной Э.С.
Маркаряном4.
В качестве субъектов живой деятельности выступают индивиды, являющиеся источником движения культуры, что позволяет хранить и передавать культурный механизм наследования и функционирования ценностей правовой культуры.
Такого рода деятельность можно было бы назвать и охарактеризовать как правокультурную деятельность, призванную быть эффективной, свободной, умелой, граждански зрелой, сознательно-активной5.
П од таким 1 Коваленко А.И.
Краткий словарь-справочник по теории государства и права.
М.: Исток, 1994.
С.
46.
2См.: Теория государства и права.
Курс лекций /Под ред.
Н.И.
Матузова и А.В.
Малько.
М.: Юристь, 1997.
С.

576.
3См.: Общая теория государства и права.
Академический курс в 2-х томах /Под ред.
проф.
М.Н.
Марченко.
Том 2.

Теория права.
С.
577.
4Маркаряп Э.С.
Теория культуры и современная наука.
М., 1983.
С.
24.
s См.: ВятрЕ.
Социология политических отношений.
М., 1979.
С.
231-235; Кейзеров И.
Политическая и правовая культура личности.
М., 1987.
С.
180-185.
1 5 2

[Back]