Проверяемый текст
Тапчанян, Надежда Мартыновна. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России (Диссертация 1998)
[стр. 98]

государства парадоксальным образом означала десакрализацию права и его ценностей.
Свобода, честь, достоинство личности и право, как их гарантии, ценностью в России никогда не были, ибо право вторично по отношению к «правде» и справедливости.
Как отмечает В.
С.
Степин, в сознании россиян доминирующее положение занимает идея справедливости .
Справедливость (как ценность) выше права.
В архетипах российского сознания понятие «справедливость» имеет особое место: справедливость от слова правда.
А правда это не только истина.
Правда это еще и эмоциональное состояние, за правду живота (жизни) не жалеют.
Подлинная правда всегда выстраданная.
Закон и право в народном сознании не были самоценностью.
Закон лишь тогда выступает ценностью, когда определяется как «справедливый» В России традиционен приоритет нравственного, а не правового регулирования общественных отношений.
Известный исследователь Э.
Ю.
Соловьев пишет об этом так: «Высокие нравственные качества русского народа (его способность к состраданию, любви, прощению терпению, самоотвержению) давно получили всемирное признание.
Но было бы благодушием не видеть их неприглядной оборотной стороны, а именно давнего и острого дефицита правосознания, который в сфере самих моральных отношений выражал себя прежде всего как отсутствие уважения к индивидуальной нравственной самостоятельности (автономии) и как упорное
89 гл сопротивление идее примата справедливости над состраданием» .
Соловьев совершенно справедливо отмечает, что дефицит правосознания оказывал обратное разрушительное влияние на культуру, поскольку в периоды 88 Гражданское общество, правовое государство и право («круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право.
2002.
№ 1.
С.
28-29.
89 Соловьев Э.Ю.
Прошлое толкует нас.
М., 1991.
С.
230.

98
[стр. 16]

восприятия правовых основ построения социальной системы, отметим хотя бы пюинципиалькое отличие кризиса поавосознания э России, связанного не только с изменением строя, роли государства, политических ценностей нации но и с традицией низкой культуры правосознания, которая всегда была характерна для нашего общества.
Известный исследователь Э.Ю.
Соловьев пишет об этом так: «Высокие нравственные качества русского народа (его способность к состраданию, любви, прощению, терпению, самоотвержению) давно получили всемирное признание.
Но было бы благодушием не видеть их неприглядной оборотной стороны, ащ именно давнего и острого дефицита правосознания, который в сфере самих моральных отношений выражал себя прежде всего как отсутствие уважения к индивидуальной нравственной самостоятельности (автономии) и как упорное
сопротивление идее примата справедливости над состраданием».2 Он совершенно справедливо отмечает, что дефицит правосознания оказывал обратное разрушительное влияние на культуру, поскольку в периоды общественных кризисов «губил...
самое нравственность».
Вершина национального философского духа, русская моральная философия страдала в этом смысле дефицитом правопонимания, будучи, парадоксальным образом, при этом предельно этикоцентричной.
В результате высочайшие нравственные авторитеты русской культуры XVIII-XIX веков своим творчеством транслировали и распространяли правовой инфантилизм, ибо даже в ин16 2 Соловьев Э.Ю.
Прошлое толкует нас.
М., 1991.
С.230.II

[Back]