12 экономических отношений, социальной, идеологической и политических структур. В то же время, общество лишь одно из слагаемых социетальной системы, которая, в свою очередь, является подсистемой системы человеческого бытия. «Общество является особым видом социальной системы, пишет Толкотт Парсонс. Мы рассматриваем социальную систему как одну из первичных подсистем системы человеческого действия наряду с такими подсистемами, как организм, личность и культура.... Содержание действия образует структуры и процессы, на основе которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно реализуют их в конкретных ситуациях. Слово «осмысленный» предполагает символический (культурный) уровень смыслового представления и референции. Намерения в совокупности с их осуществлением предполагают способность системы действия — индивидуального или коллективного изменять свое положение по отношению к определенной ситуации или окружению в желательном для системы направлении» [45, с. 94]. Взаимодействие различных социальных групп людей или их деятельность в различных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и идеологической, придает развитию данной общественной системы (общественной формации) характер естественноисторического процесса. Каждая их этих сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая функцию материального бытия, социальная социализации, политическая социального управления, идеологическая духовного бытия, являясь конкретной формой социетальной подсистемы общества, т. е. обладает своей определенной структурой, цельной совокупностью особым образом связанных элементов. В то же время каждая из этих подсистем как «...любая система действия» анализируется «в терминах следующих четырех функциональных |
24 говоря уже об обществе, воспроизводстве и т. п. Подобные объекты могут* быть исследованы лишь средствами системного анализа. Общество как сстсствсшю-историческая целостная система представляет собой органическое единство производительных сил и экономических отношений, социальной, идеологической и политических структур. В то же время, одно из слагаемых общества есть социальная система, которая, в свою очередь, является подсистемой системы человеческого бытия. «Общество является особым видом социальной системы, пишет Толкотг Парсонс. Мы рассматриваем социальную систему как одну из первичных подсистем системы человеческого действия наряду с такими подсистемами, как организм, личность и культура.... Содержание действия образует структуры и процессы, на основе которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно реализуют их в конкретных ситуациях. Слово «осмысленный» предполагает символический (культурный) уровень смыслового представления и референции. Намерения в совокупности с их осуществлением предполагают способность системы действия индивидуального или коллективного —изменять свое положение по отношению к определенной ситуации или окружению в желательном для системы направлении» [259, с, 94]. Взаимодействие различных социальных фупп людей пли их деятельность в различных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и идеологической, придает развитию данной общественной системы (общественной формации) характер естественно-исторического процесса. Каждая их этих сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая функцию материального бытия, социальная социализации, политическая социального управления, идеологическая духовного бытия, являясь конкретной формой социетальной подсистемы общества, т. е. обладает своей определенной структурой, цельной совокупностью особым образом связанных элементов. 25 В то же время каждая из этих систем как «...любая система действия» анализируется «в терминах следующих четырех функциональных категорий, обеспечивающих: 1) формирование главных, «руководящих» или контролирующих образцов системы; 2) внутреннюю интегрированность системы; 3) ее ориентацию на достижение целей по отношению к окружающей среде; 4) ее адаптацию к влиянию окружающей среды...» [259, с. 98-99]. Социально-экономическая система как одна из основополагающих подсистем общества имеет свою особую сущность и структуру. Следует также заметить, что она, как и другие системы, имеет диалектический характер. В последние годы и в западной, и в российской экономической науке исследованию теорий «социально-экономических систем» уделяется особое внимание. И сегодня анализ сущности социально-экономической системы, ее структурных элементов и характера их взаимодействия остается в центре внимания российских и зарубежных экономистов. Однако до сего времени сохраняются два принципиальных подхода к анализу сущности социально-экономической системы. Условно их можно назвать «западный» (буржуазный) и «социалистический» (марксистский), хотя такое деление весьма условно. «Социально-экономическая система» определяется сторонниками западного подхода как форма организации экономической жизни общества. По словам У. Лукса, она представляет собой «форму организации экономики» [491, с. 3]. Однако это общее определение не может дать четкого представления о том, какой смысл вкладывается в сам термин «форма организации экономической жизни», тем более что изучение работ западных экономистов свидетельствует о том, что содержание указанног о термина далеко не однозначно. Западная экономическая наука устанавливает то общее, что имеется во всех «социально-экономических системах». «В основе любого общества все |