Проверяемый текст
Политология. Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. СПб.: Питер, 2005.
[стр. 144]

Проблема коллективного и группового выбора является чрезвычайно важной, поскольку сам выбор вызван необходимостью осуществления широкомасштабных социальных реформ.
В начале
1990-х годов,перед таким выбором оказались Россия и страны Центральной и ВосточнойЕвропы, отбросившие социалистические принципы и вновь вступившие на капиталистический путь развития.
Проблема
гражданского общества стала одной из ключевых в дискуссиях этого периода, в ходе которых постоянно возникал вопрос: возможно ли формирование основы гражданского общества в посткоммунистическом мире на иных, нетолерантных принципах? Для понимания особенностей' постановки данной проблемы» необходимо осознавать тот исторический и культурный контекст, в котором происходила сама дискуссия, выделив принципиальные пункты аргументации: возрождение концепции гражданского общества в России» впериод «перестройки» в Центральной и Восточной' Европе в эпоху «бархатных революций» носит на себе идеологический отпечаток специфического варианта модернизации, пройденной социалистическими-странами в XX в.
Создание индустриальных обществ в этих странах на основе’внедрения
марксистской концепции (и модели) общественного развития может рассматриваться(с известными оговорками) как реализация* одногоиз вариантов, «западного пути» развития, теоретические принципы, которого были разработаны Марксом в борьбе с либеральной теорией общества; индустриализацияи модернизация социалистического' типа осуществлялись в рамках тоталитарного государства, в» котором все независимые от этого государства элементы (общественные институты, организации и группы) были либо уничтожены, либо трансформированы в соответствующем тоталитарным принципам духе; проблема соотношения общества и государства приобретает в рамках так называемого «посттоталитаризма» смысл и характеристики, далеко не всегда сопоставимые с теми дискуссиями, которые ведутся теперь в Западной Европе и США вокруг этих понятий.
144
[стр. 87]

игнорировать группу и даже все общество, противостоять им, но он осуществляет это право не демонстративно и не из каких-либо своекорыстных побуждений, поскольку зло само по себе не является целью его поведения.
3.
Перспективы гражданского общества в России.
Проблема коллективного и группового выбора является
тем не менее чрезвычайно важной, когда сам выбор вызван необходимостью осуществления широкомасштабных социальных реформ.
В начале
90-х г.г.
ХХ в.
перед таким выбором оказались Россия и страны Центральной и Восточной Европы, отбросившие социалистические принципы и вновь вступившие на капиталистический путь развития.
Проблема
ГО стала одной из ключевых в дискуссиях этого периода, в ходе которых постоянно возникал вопрос возможно ли формирование основы ГО в посткоммунистическом мире на иных, нетолерантных принципах? Для понимания особенностей постановки данной проблемы необходимо осознавать тот исторический и культурный контекст, в котором происходила сама дискуссия, выделив принципиальные пункты аргументации: Возрождение концепции ГО в России в период “перестройки” и Центральной и Восточной Европе периода “бархатных революций” носит на себе идеологический отпечаток специфического варианта модернизации, пройденной социалистическими странами в ХХ в.
Создание индустриальных обществ в этих странах на основе
внедрения марксистской концепции(и модели) общественного развития может рассматриваться(с известными оговорками, конечно) как реализация одного из вариантов “западного пути” развития, теоретические принципы которого были разработаны Марксом в борьбе с либеральной теорией общества; Индустриализация и модернизация социалистического типа осуществлялись в рамках тоталитарного государства, в котором все независимые от этого государства элементы(общественные институты, организации и группы) были либо уничтожены, либо трансформированы в соответствующем тоталитарным принципам духе; Следовательно, проблема соотношения общества и государства приобретает в рамках так называемого “посттоталитаризма” смысл и характеристики, далеко не всегда сопоставимые с теми дискуссиями, которые ведутся теперь в Западной Европе и США вокруг этих понятий; То общее, что существует между Западной и Восточной Европой в идеологическом и политическом плане, в конечном итоге сводится к проблеме ценностей либеральных идей и институтов и их модификаций в посткапиталистическую эпоху.
Под последним понятием обычно подразумевают, с одной стороны, те видоизменения, которые происходят на капиталистическом Западе под влиянием технологической и информационной революций, а с другой стороны, особенности интеграции бывших социалистических стран в цивилизацию западного типа.
Разработка новых конституционных проектов в России, наряду с перспективой создания демократической политической системы и свободной рыночной экономики, была ориентирована на формирование основных предпосылок ГО западного типа.
В этом смысле речь идет о новом социальном эксперименте, когда фундаментальные идеи, характеризующие западную систему ценностей, проходят как бы “вторичную проверку”.
Тем не менее на сегодняшний день результаты этого эксперимента в России являются достаточно противоречивыми, а перспективы остаются крайне неопределенными.
Как уже отмечалось выше, в большинстве посткоммунистических стран идеал гражданской свободы оказался первоначально реализованным в новом государственном аппарате и новой бюрократии.
По своему характеру эти социальные структуры составляют явный контраст западным традициям.
Причины, обусловившие новый виток бюрократической спирали, были, конечно, различными.
Например, В Польше, пережившей в XVIII-XIX вв.
три раздела и несколько закончившихся неудачей революционных восстаний, а в XX в.
военный разгром и оккупацию нацистской Германией и в дальнейшем подчинение советской гегемонии, никогда не существовало сильного автономного государства(за исключением краткого периода существования авторитарного режима Пилсудского в период между двумя мировыми войнами) современного типа.
Идея ГО приобрела поэтому у польских идеологов “Солидарности” характер идеологической альтернативы иностранному господству и имела сильный националистический налет.
В России с ее традициями патриархальной монархической и тоталитарной коммунистической политической культуры концепция ГО, будучи встроенной в догматический псевдолиберальный 87

[Back]