Проверяемый текст
Зайцев, Дмитрий Викторович. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями (Диссертация 2004)
[стр. 199]

пространства, предписывает движения, принуждает к упражнениям и использует муштру».158 Наиболее ярко власть проявляет себя в отношении всего того, что нарушает или может нарушить социальную и политическую стабильность общества, что не вписывается в общепринятые нормы и правила.
Применительно к лицам с ограниченными возможностями представители власти
осуществляют подобный подход посредством двух моделей: стигматизации и дифференциации* с последующей изоляцией.
В концепции стигматизации,
человек с отклонениями в развитии понимается* как человек со стигмой, как редуцированный по сравнению с обыкновенным индивидом и поэтому представляется как нечто ^меньшее; чем целостный человек.
Складывается общепринятое* социальное отношение к лицам с ограниченными возможностями' как к существам, которых надо жалеть, относиться гуманно, но которые бесполезны для общества.
Таким образом, человек становится инвалидом в понимании общества, если его внешний вид, поведение и состояние здоровья не соответствуют системе1 норм, принятых в том обществе и в той культуре, к которым*он принадлежит.
Снять ярлык инвалидности с человека или заменить его на другой,
с меньшей степенью ограничивающий возможности индивида, возможно только изменив социальное окружение личности.
При наличии выраженного* противодействия со стороны индивидов общество, используя свою власть, силу, реализует практики принудительной социальной интеграции, устанавливая тотальный контроль за индивидом, способствуя его помещению в специальные учреждения интернатного типа.
При недостаточной прилежности индивида в ходе интеграции в рамках интернатного учреждения по отношению к индивиду будут применены практики
наказания, ограничения прав.
В ряде случаев укору, «взысканиям» подвергается и семья человека, которая с точки зрения общества мало
158 Фуко М.
История безумия в классическую эпоху СПб, Университетская книга, 1997.
С.
179 199
[стр. 18]

Наиболее ярко власть проявляет себя в отношении всего того, что нарушает или может нарушить социальную, политическую стабильность общества, что не вписывается в общепринятые нормы и правила.
Применительно к лицам с ограниченными возможностями представители власти
(прежде всего врачи) традиционно реализуют медикалистский подход посредством двух моделей отношений: стигматизация и дифференциация с последующей изоляцией.
В концепции стигматизации
Э.Гоффмана, человек с отклонениями в развитии традиционно понимается всеми как человек со стигмой, как редуцированный по сравнению с целостным и обыкновенным индивидом и поэтому предю „ ставляется как нечто меньшее, чем полностью человек .
В соответствии с инте-ь ракционистским объяснением, стигма означает не телесное проявление недось татков, а скорее, социальное приписывание индивиду или группе атрибутов позора и бесчестья*11.
Это наделяет человека сформулированными культурой негативными качествами, которых у него, возможно, и нет.
Все изложенное может способствовать формированию у индивида заниженной самооценки, минимизации порога психосоциальной уязвимости, может привести к замкнутости, отсутобществ / Пер.
с англ.
Л.А.Седова и А.Д.Ковалева.
Под ред.
М.С.
Ковалевой.
М.: Аспект Пресс, 1998.
С.
18).
Общество может существовать только тогда, когда между его членами существует достаточная степень однородности, социальной интегрированности.
По мнению ВЛрской, гомогенность общества может быть достигнута только в том случае, если подавляющее большинство его членов успешно пройдет процесс социальной интеграции, интериоризирует социокультурную норму (См.: Ярская В.Н.
Нетипичность в предмете социологии образования: социальная педагогика и социальная работа // Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред.
д.соц.н.
Е.Р.Смирновой.
Саратов: Изд-во СГТУ, 1997.
С.
44).
В современном обществе, как указывает Э.Дюркгейм, затруднительно решить вопрос о том, какое явление нормально, а какое нет.
Все определяется конкретной социальной ситуацией, поведением окружающих, конкретным видом деятельности.
Обычный человек может в различных ситуациях оказываться в роли человека с ограниченными возможностями, в роли неудачника, в роли «не такого как все» (Дюркгейм Э.
Социология.
Ее предмет, метод, предназначение / Пер.
с фр.
М.: Канон, 1995.
С.
76).
Акцент на отсутствие границ между нормой и патологией, безумием и разумом также можно проследить в постмодернизме (М.Фуко, Ж.Делёз).
Ю См.: Goffman Е.
Stigma: Notes on the management of spoiled identity.
New York, London: A.Touchstone Book, 1986.
11 Cm.: Ibid.


[стр.,20]

рактер, а наиболее эффективно позитивные изменения в развитии индивида будут происходить при наличии развивающей социокультурной среды.
Таким образом, человек становится лицом с ограниченными возможностями, инвалидом в том случае, если его внешний вид, поведение, состояние здоровья не соответствуют системе норм, принятых в том обществе и в той культуре, к которым он принадлежит.
Нарушения развития не носят статичный характер, во многом катализируются социальной средой и в большинстве случаев от отношения окружающих людей зависит степень тяжести того или иного онтогенетического дефекта.
Поэтому на первое место должно ставиться не нарушение развития, а самоценность субъекта, его личностные качества, человеческое достоинство.
Снять ярлык инвалидности с человека или заменить его на другой,
в меньшей степени ограничивающий возможности индивида, возможно с позиций социального конструкционизма, только изменив социальное окружение 15 личности .
Признание прав нетипичного ребенка, его интересов, особых потребностей, организация всесторонней помощи в процессе его личностного становления, в выборе доступной профессиональной деятельности, в настоящее время представляется одной из важнейших социальных задач.
Интеграция на равных таких детей в общество, в группы, коллективы нормально развивающихся сверстников и взрослых выступает главной социетальной целью и ценностью.
Поэтому социокультурный анализ феномена социальной интеграции является одной из задач нашего исследования.
Процесс научного познания действительности предполагает оперирование имеющимися, уже выработанными понятиями, и формирование новых.
Понятийный аппарат выступает и как орудие исследования, и как способ выражения его результатов.
Отсюда, в целях нашей работы методологически верной представляется необходимость установления содержания понятий «интеграция» и «социальная интеграция».
Без четкой дефиниции данных понятий, осознания их сущности, специфики невозможно проведение15 15 См.: Ярская-Смирнова Е.Р.
Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования.
1999.
№ 4.
С.
38-45.


[стр.,42]

роны общество, используя свою власть, реализует «принудительной» социальной инте1рации, устанавливая тотальный контроль за индивидом, способствуя его помещению в специальные учреждения интернатного типа.
При недостаточной прилежности индивида в ходе интеграции в рамках интернатного учреждения, по отношению к индивиду будут применены практики
карания (наказание, ограничение прав).
В ряде случаев укору, «взысканиям» подвергается и семья человека, которая, с точки зрения общества мало
уделяет ему внимания и оказывает недостаточно позитивное влияние на его личность.
В целом, интеграция —это возможность, но ни в коем случае не обязан-» ность.
Нетипичный человек может войти в общество, но не обязан этого делать.
Люди с проблемами психофизического развития должны иметь право выбрать свой путь: принимать участие в жизни общества, либо предпочесть защищенность и уединение.
Однако общество должно сделать все возможное для повышения социальной активности таких людей, включения их в широкие социокультурные отношения.
В связи с этим, с нашей точки зрения, можно выделить систему условий, во многом предопределяющих успех социально-интеграционных процессов в целом и, в отношении детей с ограниченными возможностями в частности: 1.
Устойчивая государственная социальная политика, ориентированная на интеграцию членов общества и его частей.
В основе такого подхода —разработка и реализация концепций, программ, технологий интеграции в отношении всех членов общества, независимо от уровня их психофизического развития, этнической, религиозной и гендерной принадлежности, экономического статуса.
2.
Реализация практик ранней интервенции и проведение коррекционноразвивающих мероприятий.
Система ранней интервенции реализуется в различных средах, дифференцируемых прежде всего в зависимости от наличия или отсутствия семьи у ребенка, (дом ребенка, детский дом, ДОУ или обычная семья, альтернативная, патронатная).
Диагностика психофизического состояния ребенка на ранних этапах его развития не только позволяет своевременно выявить он

[Back]