систем введены в научный оборот понятия нормативной и ценностной интеграции, доказано, что функция социальной интеграции, обеспечивается деятельностью социализированных подсистем 164 . Согласно* взглядам Т.Парсонса, центральный фокус процесса социальной интеграции как органичной части социализации состоит в интернализации культуры того общества, где родился индивид, который «вбирает» в себя общие ценности (аксиологические паттерны) в процессе общенияс другими: ‘ Практика, ярко демонстрирует необходимость оценки включения как процесс, всвязистем, что человек, является-представителем, любой группы, всегда вынужден подтверждать свою принадлежность к ней,, учитывая спектральность постоянно' происходящих изменений; в обществе, в. межличностных отношениях. Подтверждением данной, исследовательской позиции является рассмотрение рядом ученых интеграции как процесса построения последовательной цепочки адекватных коммуникативно-познавательных сред, через которые проходит индивид. Благодаряреализуемойкоммуникативно-познавательнойдеятельностиосуществляется* взаимная адаптация; общества и индивида друг к другу. В > целом, интеграциям это процесс, в ходе которого не только' индивид стремится максимально адаптироваться-к жизни в обществе, «встроиться» в его структуру, но ионо. своюочередь, предпринимает необходимые шаги для1 того, чтобы приспособиться к особенностями конкретного индивида на основе принципов толерантности, объективности, социальной справедливости основных принципах мультикультурализма. Реализация данных принципов в отношении лиц с ограниченными возможностями в определенной степени предопределяет успех интеграционных механизмов, эффективность процесса включения (инклюзии) в общество таких лиц. Социальная интеграция-лиц с особыми 164 Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 15 17. 202 |
Ч.Миллс , латентно указывая на важность административного ресурса, социального контроля в достижении целостности общества. С точки зрения П.Сорокина основой интеграции индивидов выступает степень их сходства и 22 характер данного сходства , а П.Бурдье считал, что «нет ничего более универсального и объединяющего, чем трудности, которые необходимо преодолевать 23 индивидам» . В качестве собирательной категории рассматривает интеграцию Д.Тернер. По его мнению, интеграция как понятие включает три измерения: степень координации социальных единиц; степень их символической унификации и степень противостояния, конфликта между ними. С учетом наличия полиморфизма дифференцированных социальных единиц можно говорить о им24 манентности проблем интеграции процессу дифференциации . Усиление дифференциации «сопровождается усовершенствованием процесса интеграции»2122232425*, что позитивно сказывается на целостности всей социальной системы. По Г.Зиммелю, интеграция возможна только благодаря реализации практикщ общения, с учетом того, что общество означает просто взаимосвязь общающих26 ^ся . Развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему посредством интернализации общепринятых социальных норм, содержится в работах Т.Парсонса. Им в контексте четырехфункциональной парадигмы рассмотрения социальных систем введены в научный оборот понятия нормативной и ценностной интеграции, доказано, что функция социальной интеграции обеспечивается деятельностью социализиро21 Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 145. 22 См.: Сорокин П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2. С. 144. 23 Бурдье П. Опыт рефлексивной социологии. Там же. С. 374. 24 См.: Тернер Д. Аналитическое теоретизирование. Процессы интеграции // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2. С. 237. 25 Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СИГУ, 1997. С. Юрист. формальной ванных подсистем . Согласно Парсонса, центральный фокус цесса социальной инте1рации как органичной части социализации состоит в интернализации культуры того общества, где родился индивид, который «вбирает» в себя общие ценности (аксиологические паттерны) в процессе общения со «значимыми другими», или, по П.Бергеру и Т.Лукману, перенимает их от «дру28 гого» . В результате этого следование общезначимым нормативным стандартам становится частью мотивационной структуры индивида, его потребностью. Данный процесс хорошо представлен Дж.Г.Мид: «...индивид должен ввести в свое индивидуальное сознание социальный процесс в форме принятия установки других индивидов по отношению к нему и друг другу, а также принять их установки по отношению к социальной деятельности, а затем действовать в навсеобщего социального 29 развитие недеятельность личности прежде всего совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы, в ходе совместной деятельности, в процессе межличностного взаимодействия. При этом явление интерперсонального взаимодействия дано тогда, по мнению П.Сорокина, когда психическое состояние или внешнее поведение (или их совокупность) могут рассматриваться как функция существования и состояния другого или других индивидов. Взятое в целом, явление взаимодействия представляет определенную систему, где в рамках процесса интеракционирования существует тесная функциональная связь между центрами взаимодействия: поведение или состояние одного из них тотчас же отражается на поведении и состоянии другого, изменения одного (доминирующего в данный момент) индивида определяют (часто латентно) изменения в поведении и состоянии его контрагента2728*30. Отсюда единст27 См.: Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 15 17. 28 Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 474-476; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 321 с. 2“ Мид Дж. Г. Азия. Тексты / Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 225. 30 См.: Сорокин П.А. Явление взаимодействия как коллективное единство // Система социологии. В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 12-20. ценностей, которые в будущем составят фундамент социально-интеграционных процессов. В процессуальном контексте последовательность и успешность интеграции индивида определяются целой гаммой факторов: онтогенетический потенциал личности; собственная активность индивида; семья; среда неформального общения; место жительства, география региона; социокультурное воздействие; социальное представление об ограниченных возможностях (инвалидности); экономический фактор. Более подробно данные факторы рассматриваются нами во втором параграфе второй главы диссертации. Мы рассматриваем включение как процесс, в связи с тем, что человек, являясь представителем любой группы, всегда вынужден систематически подтверждать свою принадлежность к ней, учитывая спектральность постоянно происходящих изменений в обществе, в межличностных отношениях. Подтверждением нашей позиции является рассмотрение рядом ученых интеграции как процесса построения последовательной цепочки адекватных коммуникативнопознавательных сред, через которые проходит индивид3940. Благодаря реализуемой коммуникативно-познавательной деятельности осуществляется взаимная адаптация общества и индивида друг к другу. В целом, интеграция это процесс, в ходе которого не только индивид стремится максимально адаптироваться к жизни в обществе, «встроиться» в его структуру, но и оно, в свою очередь, предпринимает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к особенностями конкретного индивида на основе принципов толерантности, объективности, социальной справедливости основных принципов мультикультурализма 40 (В.Антонова, Р.Грайлло, Д.МакАйвер) . Реализация данных принципов в отношении лиц с ограниченными возможностями в определенной степени предопределяет успех интеграционных механизмов, эффективность процесса включения (инклюзии) в общество таких лиц. 39 См.: Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. М.: Теревинф, 2001. С. 7. 40 См.: Антонова В.К. Мультикультурализм как фактор усиления социальной природы государственной службы в США и Канаде // Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики. Саратов: ПАГС, 2002. С. 185-190. |