Федерации». Тем самым новый Закон декларировал подход к инвалиду, сформулированный мировым сообществом: Однако' положенияЗакона не несут норм прямого действия, в них отсутствует механизм реализации декларированных обязательств государства перед инвалидами. Также о прогрессивном характере изменений в рамках государственной социальной политики свидетельствует создание системы социально-реабилитационных учреждений, а также рассмотрение в 1995г. (с изменениями в 2003г.) проекта Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными*возможностями, здоровьям (специальном образовании)». В целом практика социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями в России подготовлена ратифицированными ею в конце* XX в. соответствующими конвенциями и декларациями? ООН (1971, 1975, 1989); а также началом в» 1991г. демократических-, преобразований, кардинальным переустройством основ государства.. В настоящее времяг, с нашей точки зрения, в России необходимо разрабатывать собственную модель социальной, образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями, ориентированную на продуктивное взаимодействие структур общегои специального образования: Bs. центре разрабатываемой в настоящее время концепции социальной интеграциилиц с ограниченными возможностями находятся, сам человек, его. особые образовательные и иные специальные потребности, его права-и интересы. Как отмечает А. Асмолов, наше общество-находится в начале длинного, пути перехода от культуры, полезности к культуре достоинства. В5 отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль-социального пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных функций», в культуре, основанной на отношениях достоинства, «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что-то получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре 211 |
ранее необучаемыми. Общее образование начинает рассматриваться как наиболее подходящий фактор социальной интеграции нетипичных детей. В качестве наиболее оптимальной формы жизнедеятельности, развития личности лиц с ярко выраженными онтогенетическими нарушениями предлагается создание микросоциума —поселения, например «кэмпхилльские общины» в Великобритании (организованы в 1940 г.)141; в России экопоселение «Община Китеж»142. В нашей стране необходимая основа для проведения адекватной государственной политики в области образования, помимо ратифицированных документов международного значения была заложена законом «Об образовании», принятым Верховным Советом Российской Федерации в 1992 г. В Закон были включены следующие прогрессивные положения: интересы личности в системе образования являются приоритетными; образование определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства»; содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» 143 (ст. 14, п. 1) . Однако поворотным в отношении лиц с инвалидностью стал 1995 г., когда в России был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В Законе сформулирована принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации». Тем самым, новый Закон декларировал подход к инвалиду, сформулированный мировым сообществом. Однако положения закона не несут норм прямого действия, в них отсутствует механизм реализации декларированных обязательств государства перед инвалидами. Также о прогрессивном характере изменении в рамках государственной социальной поКэмпхилльские 1992. С. 7. 142 http://kitezh.nm.ra/. Обращение к ресурсу 26.08.2003 г. 143 Закон Российской Федерации «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150. литики свидетельствует создание системы социально-реабилитационных учреждений, а также рассмотрение в 1995 г. (с изм. в 2003 г.) проекта Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями 144 здоровья (специальном образовании)» . В целом практика социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями в России подготовлена ратифицированными ею в конце XX в. соответствующими конвенциями и декларациями ООН (1971, 1975, 1989), а также началом в 1991 г. демократических преобразований, кардинальным переустройством основ государства. В настоящее время, с нашей точки зрения, в России необходимо разрабатывать собственную модель социальной, образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями, ориентированную на продуктивное взаимодействие структур общего и специального образования. В центре разрабатываемой в настоящее время концепции социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями находится сам человек, его особые образовательные и иные специальные потребности, его права и интересы. Как отмечает А.Асмолов, наше общество находится в начале длинного пути перехода от культуры полезности к культуре достоинства. В отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных функций» в культуре, основанной на отношениях достоинства, «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли чтолибо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны... находятся под охраной общественного милосердия» 145 1^4 Закон РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Проект Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» //Дефектология. 1995. № 1. С. 3-9. 145 Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности —к культуре достоинства: Социально—философские проблемы образования. М.: МГУ, 1992. |