Проверяемый текст
С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. 2003.
[стр. 301]

возбуждения посредством садистских и разрушительных действий»225.
ТВ становится «генератором» насилия; которое выходит из.
экрана; в жизнь.
Во всяком случае, для части населения это надежно подтверждено.

В результате, как и.
в случае наркотиков, человек должен* потреблять все большее количество и все более сильных и грубых образов пока он не будет разрушен как личность,или не перейдет к другому способу отвлечения.

Откуда у ТВ такая сила в манипуляции сознанием? Первое важное свойство телевидения его «убаюкивающий эффект», обеспечивающий, пассивность восприятия.
Сочетание текста,, образов; музыки идомашней обстановки расслабляет мозг, чему способствует и умелое построение' программ..

Человек.может контролировать, «фильтровать» сообщения,.которые он получает по одному каналу, например, через, словоичерез зрительные образы..Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает «фильтры» рвутся.
Так получилось с комиксами: любой, самый' примитивный текст легко «заглатывался», если сопровождался столь же примитивными рисунками..
Комиксы, стали первым мощным'жанром; формирующим сознание масс.
ТВ' умножило мощность, этого-принципа^ Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная^ истина, если дается* на фоне видеоряда образов, снятых «на месте событий».
Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакойсвязи с текстом.
Неважно, эффект
присутствия* «в тексте»' достигается.
Следует обратить внимание на то, что чуть не в половине сообщений, информационных программ это какие-то обрезки видеозаписей из архива.
Иногда при монтаже
даже не убирают дату съемки видеокадра, и бывает, что актуальный репортаж «из горячей точки» сопровождается, видеозаписью многолетней давности.
223 Фромм Э.
Анатомия человеческой деструктивности.
М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.
С.
475.
301
[стр. 171]

футбола О.Симпсоном он обвинялся в зверском убийстве жены и ее приятеля.
Процесс, на который истрачено 3 млн.
дол, стал национальным шоу.
Судья разрешил телетрансляцию, хотя получил 15 тыс.
писем протеста.
Ожидался невероятный спрос на открытку с фотографией казни.
Адвокатам не давали проходу на улицах и в магазинах просили автографы.
А 1 мая 1998 г.
на всей территории США была прерваны детские передачи, чтобы показать в прямом эфире самоубийство на улице Лос-Анджелеса человека, который узнал, что болен СПИДом.
Это был великолепный спектакль: сначала он поджег свою машину, в которой запер собаку, потом вылез оттуда в горящих брюках с ружьем, потом выстрелил себе в голову, залив кровью всю улицу.
Все это снимали с вертолетов.
По всей стране дети вынуждены были смотреть эту сцену, что вызвало протесты родителей.
Телевизионные компании, надо отдать им должное, принесли родителям извинения.
Не вполне объяснена цель, но надежно установлен факт: ТВ западного общества формирует "культуру насилия", делает преступное насилие приемлемым и даже оправданным типом жизни для значительной части населения.
ТВ резко преувеличивает роль насилия в жизни, посвящая ему большое время; ТВ представляет насилие как эффективное средство решения жизненных проблем; ТВ создает мифический образ насильника как положительного героя.
Эксперты ТВ говорят, что показывая "спектакль" насилия, они якобы отвлекают от насилия реального: когда человек возвращается в жизнь, она оказывается даже лучше, чем на экране.
Мол, "создается культура насилия, которая заменяет реальность насилия" (это так называемая гипотеза катарсиса).
Психологи же утверждают, что культура насилия не заменяет, а узаконивает реальность насилия.
Более того, в жизни акты насилия изолированы, а ТВ создает насилие как систему, что оказывает на психику гораздо большее воздействие, чем реальность.
Психолог Э.Фромм считает, что показ насилия ТВ попытка компенсировать страшную скуку, овладевшую лишенным естественных человеческих связей индивидуумом.
Он "испытывает пассивную тягу к изображению преступлений, катастроф, кровавым и жестоким сценам этому хлебу насущному, которым ежедневно кормят публику пресса и телевидение.
Люди жадно поглощают эти образы, ибо это самый быстрый способ вызвать возбуждение и тем облегчить скуку без внутреннего усилия.
Но всего лишь малый шаг отделяет пассивное наслаждение насилием от активного возбуждения посредством садистских и разрушительных действий".
ТВ становится "генератором" насилия, которое выходит из экрана в жизнь.
Во всяком случае, для части населения это надежно подтверждено.

Уже ясны многие истоки этого нигилизма и тоски платы за лишение мира его святости и благодати.
Важная причина духовная пища, те образы, которые человек получает через ТВ.
Человек жадно глотает их, чтобы защититься от тоски, но ТВ создало такой тип образов, которые легко потребляются, но из которых выхолощена суть, это огромный поток штампов.
Они обладают гипнотическим действием и формируют суррогат мнения, но подавляют всякую творческую, духовную активность человека.
Это вывод специалистов, и доказывается он сложными и тонкими наблюдениями.
В результате, как и в случае наркотиков, человек должен потреблять все большее количество и все более сильных и грубых образов пока он не будет разрушен как личность или не перейдет к другому способу отвлечения.

Десять лет назад средний класс США нашел такое развлечение обмен женами на уик-энд.
Но сегодня это уже пресно.
И возник новый бизнес под жаргонным названием snuff (что-то вроде "понюхать").
Людей похищают, чтобы затем пытать их до смерти в подпольных студиях, где на хорошей аппаратуре записывают видеофильм: пытку, агонию, смерть.
Эти кассеты идут по очень высокой цене, и бизнес цветет.
В Англии, по сведениям Скотланд-Ярда, распространением видеофильмов только о пытках детей заняты около 4 тыс.
продавцов.
Но это совершенно логичный этап той спирали "фиктивного" насилия, которую развернуло ТВ.
Буржуазное общество сотворило нового человека и совершило богоборческое дело сотворило новый язык.
Язык рациональный, порвавший связь с традицией и множеством глубинных смыслов, которые за века наросли на слова.
Сегодня телевидение, как легендарный Голем, вышло из-под контроля (эта аллегория тем более поразительна, что в иудейской легенде рабби Лев оживил Голема, написав у него на лбу слово Эметх "Истина".
То же самое слово буквально написано на лбу у телевидения).
Оружие, которым укрепилось западное общество и

[стр.,174]

подростки оказались наименее защищенными против воздействия телевидения группами.
Социальному "заражению" под действием телеэкрана дети начинают подвергаться уже с дошкольного возраста.
Этому посвящены большие исследования психологов Стэнфордского университета под руководством А.Бандуры, которые положили начало целой научной области.
А.Бандура сначала изучал "заражение" при наблюдении сцен насилия и в обыденной жизни в присутствии ребенка кто-то (взрослый или другой ребенок) ведет себя крайне агрессивно бьет кукол, калечит искусственных животных и т.д.
Как пишет другой известный психолог, профессор Корнелльского университета У.Бронфенбреннер, после наблюдения таких сцен "без всякого к тому побуждения абсолютно нормальные, хорошо адаптированные дошкольники начинают вести себя агрессивно.
Причем они не только проделывают все, что увидели, но и дополняют "комплекс активности" собственной фантазией".
Затем А.Бандура заменил реальные сцены насилия сценами, увиденными по телевидению (в специально сделанных "лабораторных" фильмах, а также в художественных или документальных фильмах).
Было проведено огромное количество экспериментов с людьми разного возраста (детьми, подростками, студентами и взрослыми) и сделан надежный вывод: сцены насилия на телеэкране вызывают сильные агрессивные импульсы.
При этом вид страданий жертвы насилия лишь усиливает интенсивность агрессивной реакции телезрителя.
Иными словами, эти эксперименты опровергли отмеченную выше "гипотезу катарсиса", согласно которой виртуальные сцены насилия вытесняют агрессивные импульсы.
По поводу выводов А.Бандуры фирмы, производящие телевизоры, сделали коллективное заявление с попыткой поставить эти выводы под сомнение.
Но этим только подлили масла в огонь и стимулировали много новых исследовательских проектов, которые эти выводы подтвердили (так, больше исследования были проведены в 80-е годы в Англии).
У.Бронфенбреннер заключает свою главу, подчеркивая связь воздействия телевидения с индивидуализмом как фактором, повышающим психологическую беззащитность подростков: "Образующийся моральный и эмоциональный вакуум вынужденно заполняется телеэкраном с его ежедневной проповедью меркантильности и насилия...
Стоит отметить, что из всех шести стран, где проводились исследования, лишь одна превосходит Соединенные Штаты по степени склонности детей к асоциальному поведению, причем эта страна ближе всех стоит к нам с точки зрения традиций англосаксонского индивидуализма.
Речь идет об Англии, родине ансамблей "Битлз" и "Роллинг Стоунз", нашем основном конкуренте в области бульварных сенсаций, юношеской преступности и насилия".
Откуда у ТВ такая сила в манипуляции сознанием? Первое важное свойство телевидения его "убаюкивающий эффект", обеспечивающий пассивность восприятия.
Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки расслабляет мозг, чему способствует и умелое построение программ.

Видный американский специалист пишет: "Телевидение не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность.
Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении".
Насколько человек становится зависим от такого зрелища, говорит большая серия скандалов в США, связанных с разоблачением махинаций в популярных телевизионных шоу-викторинах.
Тогда Институт Гэллапа провел опрос телезрителей, и выяснилось, что 92% зрителей знало об этих махинациях, но при этом 40% "хотели смотреть телевикторины, даже зная, что они фальсифицированы".
Человек может контролировать, "фильтровать" сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы.
Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает "фильтры" рвутся.
Так получилось с комиксами: любой, самый примитивный текст легко заглатывался, если сопровождался столь же примитивными рисунками.
Комиксы стали первым мощным жанром, формирующим сознание "масс".
ТВ умножило мощность этого принципа.
Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда образов, снятых "на месте событий".
Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с текстом.
Неважно! Эффект
вашего присутствия "в тексте" достигается.
Обратите внимание чуть не в половине сообщений информационных программ это какие-то обрезки видеозаписей из архива.
Иногда при монтаже

[Back]