Проверяемый текст
С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. 2003.
[стр. 55]

элита были бессильны что-либо противопоставить они утратили необходимый минимум согласия масс на поддержание прежнего порядка.
Другая блестящая и сознательно разработанная «операция» мирный’ переход Испании после смерти Франко от тоталитарного и закрытого общества к либеральной рыночной экономике, федеративному устройству и демократии западного типа.
Кризис гегемонии франкистской элиты был разрешен посредством серии пактов с претендующей на гегемонию левой оппозицией.
В результате этих пактов и компромиссов левые были «приняты в элиту», а франкисты сменили одиозную окраску и фразеологию, стали «демократами».
Левые же смогли «уговорить» массы потерпеть, отказаться от своих социальных требований правые этого бы не смогли.
Опираясь на теорию’ Грамши, культурологи объясняют роль вещи («ширпотреба») в установлении и поддержании гегемонии, буржуазии в западном обществе.
Вещи (материальная культура) создают окружающую среду, в которой живет средний человек.
Они несут «сообщения», оказывающие мощное воздействие на обыденное сознание.
Если же вещи проектируются с учетом этой их
функций как «знаков» («информационных систем из символов»), то в силу огромных масштабов’ и разнообразия их потока они могут стать решающей силой в.
формировании обыденного сознания.
Именно дизайн ширпотреба (особое место в нем занимает автомобиль) стал в США главным механизмом внедрения в сознание культурных ценностей (создания и сохранения «культурного ядра»).
Специалисты
особо отмечают способность этого механизмак эффективной' «стандартизации и сегментации» общества.
Стандартизация и сегментация важное условие гегемонии в гражданском обществе, где требуется сохранять «атомизацию», индивидуализацию людей.
Но в то же время надо соединять «сегменты» связями, не приводящими к органическому единству, безопасными для гегемонии.
Как показали исследования по методологии Грамши, эффективным средством для этого стал в США спорт.
Он порождал такие
55
[стр. 38]

Кто же главное действующее лицо в установлении или подрыве гегемонии? Ответ Грамши однозначен: интеллигенция.
И здесь он развивает целую главу о сути интеллигенции, ее зарождении, роли в обществе и отношении с властью.
Главная общественная функция интеллигенции не профессиональная (инженер, ученый, священник и т.д.).
Как особая социальная группа, интеллигенция зародилась именно в современном обществе, когда возникла потребность в установлении гегемонии через идеологию.
Именно создание и распространение идеологий, установление или подрыв гегемонии того или иного класса главный смысл существования интеллигенции.
Самая эффективная гегемония идущей к власти буржуазии произошла во Франции, где быстро сложился тесный союз капитала и интеллигенции.
Под этим союзом лежала тесная связь и буржуазии, и интеллигенции с немецкой Реформацией, породившей мощные философские течения (как говорится, "Кант обезглавил Бога, а Робеспьер короля").
Вообще, соединение протестантской Реформации с политической моделью Французской революции Грамши считает теоретическим максимумом в эффективности установления гегемонии.
Продавая свой труд, интеллигенция тянется туда, где деньги.
Грамши пишет: "Интеллигенты служат "приказчиками" господствующей группы, используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальной гегемонии и политического управления".
Правда, всегда в обществе остается часть интеллигенции, которую Грамши называет "традиционной" та интеллигенция, которая служила группе, утратившей гегемонию, но не сменила знамя.
Обычно новая получившая гегемонию группа старается ее приручить.
Кроме того, общественные движения, созревающие для борьбы за свою гегемонию, порождают собственную интеллигенцию, которая и становится главным агентом по воздействию на культурное ядро и завоеванию гегемонии.
Это очень короткое и упрощенное изложение некоторых пунктов учения Грамши.
Думаю, уже из этого изложения видно, насколько плодотворной и обширной является эта концепция.
Грамши был одним из тех, кто заложил основы нового обществоведения, преодолевшего истмат (в его и марксистской, и либеральной версии).
Недаром его имя называют в одном ряду с именами М.Бахтина в культурологии, М.Фуко и других новаторов в философии.
Грамши один из первых философов, которые почувствовали новую научную картину мира и перенесли ее главный дух в науку об обществе.
Приведу несколько примеров тех общественных процессов, нынешнее изучение которых показало, что они протекали в соответствии с учением Грамши о гегемонии (в основном они взяты из американских диссертаций).
О перестройке поговорим позже.
Пожалуй, самое крупное подтверждение верности теории Грамши успешная стратегия партии Индийский национальный конгресс по ненасильственному освобождению Индии от колониальной зависимости.
Множеством "малых дел и слов" партия завоевала прочную культурную гегемонию в массе населения.
Колониальная администрация и проанглийская элита были бессильны что-либо противопоставить они утратили необходимый минимум согласия масс на поддержание прежнего порядка.
Другая блестящая и сознательно разработанная "операция" мирный переход Испании после смерти Франко от тоталитарного и закрытого общества к либеральной рыночной экономике, федеративному устройству и демократии западного типа.
Кризис гегемонии франкистской элиты был разрешен посредством серии пактов с претендующей на гегемонию левой оппозицией.
В результате этих пактов и компромиссов левые были "приняты в элиту", а франкисты сменили одиозную окраску и фразеологию, стали "демократами".
Левые же смогли "уговорить" массы потерпеть, отказаться от своих социальных требований правые этого бы не смогли.
Опираясь на теорию Грамши, культурологи объясняют роль вещи ("ширпотреба") в установлении и поддержании гегемонии буржуазии в западном обществе.
Вещи (материальная культура) создают окружающую среду, в которой живет средний человек.
Они несут "сообщения", оказывающие мощное воздействие на обыденное сознание.
Если же вещи проектируются с учетом этой их
функции как "знаков" ("информационных систем из символов"), то в силу огромных масштабов и разнообразия их потока они могут стать решающей силой в формировании обыденного сознания.
Именно дизайн ширпотреба (особое место в нем занимает автомобиль) стал в США главным механизмом внедрения в сознание культурных ценностей (создания и сохранения "культурного ядра").
Специалисты


[стр.,39]

особо отмечают способность этого механизма к эффективной "стандартизации и сегментации" общества.
Стандартизация и сегментация важное условие гегемонии в гражданском обществе, где требуется сохранять "атомизацию", индивидуализацию людей.
Но в то же время надо соединять "сегменты" связями, не приводящими к органическому единству безопасными для гегемонии.
Как показали исследования по методологии Грамши, эффективным средством для этого стал в США спорт.
Он порождал такие
символы и образы, которые связывали мягкими, ни к какому социальному единству не ведущими связями самые разные сегменты общества от негритянского дна до буржуазной элиты.
Спорт создавал особый срез общей массовой культуры и обыденного сознания.
Очень интересны исследования отдельных более частных случаев, когда противостоящие силы сознательно планировали свою кампанию как борьбу за гегемонию в общественном сознании по конкретному вопросу.
Так было, например, в кампании Тэтчер по приватизации в 1984-1985 гг.
Английские профсоюзы, противодействующие приватизации, пытались склонить на свою сторону общественное мнение, но проиграли соревнование за гегемонию.
В общем, англичане дали согласие на приватизацию, и отшатнулись от тэтчеризма, только когда испытали ее последствия на своей шкуре.
Методология Грамши хорошо вскрывает суть деятельности созданной по инициативе Н.Рокфеллера "Трехсторонней комиссии" под руководством З.Бжезинского.
Это одна из самых закрытых и влиятельных организаций теневого "мирового правительства".
В нее входит около трех сотен членов из США, Европы и Японии.
Цель стабилизировать новый мировой порядок, добившись беспрепятственного доступа транснациональных корпораций во все страны мира, особенно в финансовую сферу и энергетику.
Признано, однако, что в действительности Трехсторонняя комиссия способствовала возникновению нынешнего глобального финансового кризиса и в целом дестабилизации мира по сравнению с 70-ми годами.
Но для нас важен другой вывод: эта теневая организация смогла мобилизовать во всех главных странах влиятельные силы для воздействия на общественное мнение так, чтобы "неприятные" последствия ее деятельности вообще исчезли из публичных дебатов.
Эти силы (ученые, пресса, "духовные лидеры") смогли в мировом масштабе так повлиять на обыденное сознание, что люди как бы перестали видеть очевидное.
У них отключили "здравый смысл".
Наконец, совершенно в логике учения Грамши велся либеральной интеллигенцией подрыв гегемонии социалистических сил в странах Восточной Европы.
В США сделаны диссертации о роли театра в разрушении культурного ядра этих стран захватывающее чтение (сам Грамши в своей теории гегемонии также уделял большое место театру, особенно театру Луиджи Пиранделло, который немало способствовал приходу к власти фашистов в Италии).
Так, например, рассмотрена работа известного в ГДР театра Хайнера Мюллера, который в своих пьесах ставил целью "подрыв истории снизу".
Это типичный пример явления, названного "анти-институциональный театр", то есть театр, подгрызающий общественные институты.
Согласно выводам исследования, постановщики сознательно "искали трещины в монолите гегемонии и стремились расширить эти трещины в перспективе вплоть до конца истории".
Концом истории издавна было названо желаемое крушение противостоящего Западу "советского блока".
Я думаю, сегодня можно говорить о трагедии Грамши.
Почти все из его гениальных мыслей и предупреждений, с которыми он обращался к товарищам ради того, чтобы научиться мобилизовать здравый смысл людей, поднять массы трудящихся до уровня интеллигенции, мобилизовать их способности к завоеванию "освободительной гегемонии" почти все было изучено и использовано противником в совершенно противоположных целях.
Для подавления здравого смысла, для принижения человека, для эффективной манипуляции его сознанием, для усиления гегемонии господствующего меньшинства.
Вершиной этой "работы по Грамши" была, конечно, перестройка в СССР.
3.
Психологическая доктрина

[Back]