Проверяемый текст
С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. 2003.
[стр. 59]

психоанализ и, прежде всего, учение о подсознании.
С помощью внушения в сознании производят подмену объекта суждения, так что человек мысленно восклицает: «Ах, вот оно что! Вот кто виноват!» и т.п.
Эта подмена производится путем умелого создания такого контекста, в котором мысли
манипулируемого идут в нужном для манипулятора направлении.
На этой теории была основана так называемая «комментированная пресса» сообщение о факте сопровождается интерпретацией .комментатора, который предлагает
учение о подсознании.
Фрейд оформил мысль, которая* витала в воздухе: в подсознании таится страшная сила.

Считается, что утверждению психоанализа как основы доктрины манипуляции' сознанием^ способствовали успехи ее применения' в области рекламы.
Но, по существу, на практике идеями психоанализа (не ссылаясь, конечно, на Фрейда) пользовались в своей очень эффективной пропаганде фашисты.
Они обращались не к рассудку, а к инстинктам, чтобы их мобилизовать, они с помощью целого ряда ритуалов превращали аудиторию, представляющую разные слои общества, в* толпу особую временно возникающую общность людей, охваченную общим влечением.
Один из немногих близких к
А.Гитлеру интеллектуалов, архитектор А.
Шпеер как-то заметил в своих воспоминаниях, что и А.
Гитлер, и Г.
Геббельс знали, как разжигать массовые инстинкты на митингах, как играть на страстях, прячущихся за фасадом
респектабельности.
Опытные демагоги, они умело сплавляли заводских рабочих, мелких буржуа и студентов в однородную толпу, формируя по своей прихоти ее суждения.

Второй блок приемов, с помощью которых фашисты фанатизировали массы, обращаясь к подсознанию, опирается на другой главный в психоанализе Фрейда инстинкт инстинкт смерти, Танатос.
Культ смерти пронизывает всю риторику пропаганды фашистов.
«Мы женихи Смерти», писали фашисты-поэты.
Режиссеры массовых митингов-спектаклей возродили древние культовые ритуалы, связанные со смертью и погребением.

59
[стр. 40]

Учение Грамши рассматривает человека общественного, а не отдельную личность и не малые группы.
Действующим лицом здесь являются массы, классы, социальные слои, сферы деятельности, государство.
С другой стороны подходит к вопросу манипуляции сознанием та доктрина, что сложилась постепенно в рамках наук о психологии и психике (психология личности и социальная психология, психоанализ).
Важной основой послужило и учение о высшей нервной деятельности (особенно теория условных рефлексов) физиолога И.П.Павлова.
В этой обширной области знания при выработке собственно доктрины программирования поведения человека на первое место к 50-м годам нашего века вышел психоанализ не столько научная теория, сколько учение (выходящее за рамки строгой науки), созданное Зигмундом Фрейдом и развиваемое его последователями.
Уже с конца прошлого века ряд европейских ученых (особенно Ле Бон) акцентировали внимание на значении внушения в общественных процессах.
Они выдвинули даже гипотезу о наличии у человека "инстинкта подчинения".
В 1903 г.
русский психофизиолог В.М.Бехтерев издал книгу "Внушение и его роль в общественной жизни".
Он описал явление массового внушения под влиянием "психического заражения", то есть при передаче информации с помощью разных знаковых систем.
У Бехтерева внушение уже прямо связывается с манипуляцией сознанием, поскольку представляет собой "вторжение [в сознание] посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в этом акте "Я" субъекта".
В этом принципиальное отличие внушения от убеждения.
Производится ли внушение словами или другими знаками, "везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния".
Убеждение предполагает активное участие субъекта, ибо ему предлагается ряд доводов, которые он осмысливает и принимает или отвергает.
Бехтерев подчеркивал, что внушение, напротив, "обходит" разум субъекта.
Оно эффективно, когда удается приглушить активность сознания, усыпить часового: "Внушение, в отличие от убеждения, писал Бехтерев проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь здесь, как всякий предмет пассивного восприятия".
В 30-40-е годы возобладала иная точка зрения, отрицающая иррациональный, происходящий помимо разума, процесс внушения.
Наоборот, была принята теория рациональности внушения.
Согласно этой теории, при внушении человек не меняет свои убеждения и оценки, а меняет объект оценки.
То есть, с помощью внушения в сознании производят подмену объекта суждения, так что человек мысленно восклицает: "Ах, вот оно что! Вот кто виноват!" и т.п.
Эта подмена производится путем умелого создания такого контекста, в котором мысли
человека идут в нужном для манипулятора направлении.
На этой теории была основана так называемая "комментированная пресса" сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает
читателю или слушателю несколько разумных вариантов объяснения.
В рамки этих вариантов загоняется мысль но все же мысль человека.
От ловкости комментатора зависит сделать необходимый манипулятору вариант наиболее правдоподобным.
Однако возможности такого "рационального внушения" оказались довольно скромными.
И в 50-е годы стержнем всей доктрины стал психоанализ и прежде всего, учение о подсознании.
Фрейд оформил мысль, которая витала в воздухе: в подсознании таится страшная сила.

Николай Заболоцкий в поэме "Битва слонов" (Битва слов! Значений бой!) писал: "Европа сознания в пожаре восстания.
Невзирая на пушки врагов, стреляющие разбитыми буквами, боевые Слоны Подсознания вылезают и топчутся...
Слоны Подсознания! Боевые животные преисподней! Они стоят, приветствуя веселым воем

[стр.,41]

все, все, что добыто разбоем." Затронутый советским оптимизмом, Заболоцкий кончает поэму сценой примирения (и Слон, рассудком приручаем, ест пироги и запивает чаем).
На деле все не так просто.
Считается, что утверждению психоанализа как основы доктрины манипуляции сознанием способствовали успехи ее применения в области рекламы.
Но, по существу, на практике идеями психоанализа (не ссылаясь, конечно, на Фрейда) пользовались в своей очень эффективной пропаганде фашисты.
Они обращались не к рассудку, а к инстинктам.
Чтобы их мобилизовать, они с помощью целого ряда ритуалов превращали аудиторию, представляющую разные слои общества, в толпу особую временно возникающую общность людей, охваченную общим влечением.
Один из немногих близких к
Гитлеру интеллектуалов, архитектор А.Шпеер, пишет в своих воспоминаниях: "И Гитлер, и Геббельс знали, как разжигать массовые инстинкты на митингах, как играть на страстях, прячущихся за фасадом расхожей респектабельности.
Опытные демагоги, они умело сплавляли заводских рабочих, мелких буржуа и студентов в однородную толпу, формируя по своей прихоти ее суждения".

Фашисты исходили из фрейдистского сексуального образа: вождь-мужчина должен соблазнить женщину-массу, которой импонирует грубая и нежная сила.
Это идея-фикс фашизма, она обыгрывается непрерывно.
Вся механика пропаганды представляется как соблазнение и доведение до исступления ("фанатизация") женщины.
Здесь опора на первый главный в учении Фрейда сексуальный инстинкт, Эрос (в психоанализе слово инстинкт имеет иное, нежели в физиологии, смысл; это не безусловный рефлекс, а влечение).
Кстати, сам Фрейд был, видимо, восхищен новаторством фашистской пропаганды и в 1933 г.
подарил Муссолини свою книгу, назвав его в посвящении "Героем Культуры".
Второй блок приемов, с помощью которых фашисты фанатизировали массы, обращаясь к подсознанию, опирается на другой главный в психоанализе Фрейда инстинкт инстинкт смерти, Танатос.
Культ смерти пронизывает всю риторику пропаганды фашистов.
"Мы женихи Смерти", писали фашисты-поэты.
Режиссеры массовых митингов-спектаклей возродили древние культовые ритуалы, связанные со смертью и погребением.

Цель была разжечь, особенно в молодежи, самые архаические взгляды на смерть, предложив, как способ ее "преодоления", самим стать служителями Смерти (так удалось создать особый, небывалый тип нечеловечески храброй армии СС).
В США основные понятия психоанализа начал приспосабливать для целей рекламы ученик Фрейда Эрнст Дихтер, психолог из Вены, который эмигрировал в США в 1938 г.
Начал он с рекламы мыла, потом автомобилей, а на волне повального увлечения американцев психоанализом сделал немыслимую карьеру.
Он создал "Американский институт по изучению мотивации поведения".
Принципиально отвергая теорию рационального внушения, он утверждал даже, что главная ценность товара для покупателя заключается не в его функциональном назначении, а в удовлетворении запрятанных глубоко в подсознании желаний, о которых сам покупатель может даже не подозревать.
В большинстве случаев это темные инстинкты и тайные желания, "вытесненные" в подсознание именно потому, что они неприемлемы для сознания.
По мнению Дихтера, рекламные агентства в США стали "самыми передовыми лабораториями психологов".
Они "манипулируют мотивацией и желаниями человека и создают потребность в товарах, с которыми люди еще незнакомы или, возможно, даже не пожелали бы их купить".
Успех института Дихтера в манипуляции поведением покупателей (а доходы института уже в середине 50-х годов составляли баснословные по тем временам суммы) привлек политиков.
Так из рекламы товаров психоанализ был перенесен в манипуляцию сознанием в политической сфере.
В принципе, задачи были схожи.
Как пишет журнал "Тайм", "политическая реклама приближается к коммерческой, просто-напросто заменяя товар кандидатом".
В 1960 г.
Дихтер был советником в избирательной кампании Кеннеди.
После выборов стало возможным проверить эффективность его рекомендаций на огромном статистическом материале.
Его стали привлекать как консультанта в избирательных кампаниях в международном масштабе.
В 1957 г.
принципы использования психоанализа в рекламе обобщил известный американский социолог Вэнс Пэккард в своем бестселлере "Тайные искусители".
Эта книга до сих пор считается классическим трудом в рекламном деле.
В дальнейшем психоанализ стал дополняться методами герменевтики,

[Back]