Проверяемый текст
С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. 2003.
[стр. 64]

самооценка), основные классы угроз и ущерба, признаки, «запуска» механизма защиты (возникновение тревоги) и главные средства этого механизма.
Понятно, что успех манипуляции сознаниемнаполовину зависит от умения нейтрализовать, отключить средства психологической защиты каждой личности и общественных групп.
Поэтому весь накопленный в психоанализе интеллектуальный багаж был воспринят теми; кто посвятил себя разработке технологии манипуляции.
Главное, пожалуй, было1 взято уже не из классического психоанализа личности, а из учения' о коллективном бессознательном.
К нашей проблеме прямо относится развитая Карлом Густавом Юнгом в книге «Архетип и символ» идеяо1 защитной роли символов.
Родившись
t как тип власти вместе с капитализмом иидеологией, манипуляция сознанием как раз и стала возможной благодаря тому, что был снят тот защитный пояс символов, который придавал прочность сознанию христианской Европы Средневековья.
Протестантизм, дав этическую основу для капитализма, одновременно разрушил священные образы.
Карл Густав Юнг пишет: «Бессознательные формы всегда получали выражение в защитных и целительных образах и тем самым выносились в лежащее за пределами души космическое пространство.
Предпринятый Реформацией штурм образов буквально пробил брешь в защитной стене священных символов...
История развития протестантизма является хроникой штурма образов.
Одна стена падала за другой.
Да и разрушать было не слишком трудно после того, как был подорван авторитет церкви.
Большие и малые, всеобщие и единичные, образы разбивалисьюдин
за другим, пока наконец не пришла царствующая ныне ужасающая символическая нищета...
Протестантское человечество вытолкнуто за пределы охранительных стен и оказалось в положении, которое ужаснуло бы любого естественно живущего человека, но просвещенное сознание не желает ничего об этом знать и в результате повсюду ищет то, что утратило в Европе».
Можно считать, что
64
[стр. 43]

подвосприятия (subрerceрtion).
Вскоре после опытов Вайкери исследования в этом направлении почти исчезли из открытой печати.
Использование сублиминального воздействия запрещено в рекламе.
Однако наличие в видеороликах "25-го кадра" обнаруживается только с помощью аппаратуры.
Примечательно, что в России ни разу не было сделано официального заявления, что на телевидении существует обязательный контроль рекламы (и вообще передач) на отсутствие в них знаков подпорогового действия.
Более того, в Москве широко рекламируются видеокурсы иностранных языков фирмы "Intellect", которые, как сказано, "делают возможным запоминание за 60 часов занятий от 2000 слов, которые остаются в памяти на долгие годы, даже если язык не используется".
Основаны эти курсы якобы на сублиминальном воздействии.
В рекламе так и сказано: "25-й кадр из-за сверхвысокой эффективности был запрещен в рекламе.
Но не в образовании.
Начиная с 50-х годов методика интенсивного обучения использовалась спецслужбами разных стран для подготовки агентов и дипломатов!".
И вот теперь доступна для всех простых россиян.
За небольшую плату в память будут вбиты 2000 слов, которые застрянут там навсегда "даже если язык не используется".
Иными словами, реклама прямо обещает: человек будет искалечен, ибо память может работать, только непрерывно очищаясь от того, что не используется.
Без забывания нет активной памяти.
Но это лирика...
Из психоанализа в доктрину манипуляции сознанием перешло важнейшее для этого дела понятие "психологическая защита".
Вначале этим понятием обозначалось явление личностное, внутрипсихическое, потом рамки расширились и стали говорить о "психологической защите" в межличностных отношениях, а затем и межгрупповых.
Сейчас, например, в прикладной психологии есть направление, занятое постановкой психологической защиты делегаций, отправляющихся на переговоры.
Поставил проблему защитных механизмов психики, противодействующих внедрению извне, сам З.Фрейд (в связи с сопротивлением пациента терапевтическому воздействию психоаналитика).
Последователи Фрейда разработали разделы проблемы выявили те "границы", те структуры психики, которые находятся под защитой (например, образ Я, самооценка), основные классы угроз и ущерба, признаки "запуска" механизма защиты (возникновение тревоги) и главные средства этого механизма.
Понятно, что успех манипуляции сознанием наполовину зависит от умения нейтрализовать, отключить средства психологической защиты каждой личности и общественных групп.
Поэтому весь накопленный в психоанализе интеллектуальный багаж был воспринят теми, кто посвятил себя разработке технологии манипуляции.
Главное, пожалуй, было взято уже не из классического психоанализа личности, а из учения о коллективном бессознательном.
К нашей проблеме прямо относится развитая Карлом Густавом Юнгом в книге "Архетип и символ" идея о защитной роли символов.
Родившись
как тип власти вместе с капитализмом и идеологией, манипуляция сознанием как раз и стала возможной благодаря тому, что был снят тот защитный пояс символов, который придавал прочность сознанию христианской Европы Средневековья.
Протестантизм, дав этическую основу для капитализма, одновременно разрушил священные образы.
Карл Густав Юнг пишет: "Бессознательные формы всегда получали выражение в защитных и целительных образах и тем самым выносились в лежащее за пределами души космическое пространство.
Предпринятый Реформацией штурм образов буквально пробил брешь в защитной стене священных символов...
История развития протестантизма является хроникой штурма образов.
Одна стена падала за другой.
Да и разрушать было не слишком трудно после того, как был подорван авторитет церкви.
Большие и малые, всеобщие и единичные, образы разбивались
один за другим, пока наконец не пришла царствующая ныне ужасающая символическая нищета...
Протестантское человечество вытолкнуто за пределы охранительных стен и оказалось в положении, которое ужаснуло бы любого естественно живущего человека, но просвещенное сознание не желает ничего об этом знать, и в результате повсюду ищет то, что утратило в Европе".
Можно считать, что
Реформация (эта "великая Перестройка Европы") задала всем будущим манипуляторам главный принцип: перед овладением умами людей необходима подготовка разрушение священных образов ("штурм символов").
Ниже мы рассмотрим на ряде примеров, как проводилась эта подготовка в годы нашей перестройки (которую А.Н.Яковлев уподобил уже Реформации).

[Back]