Проверяемый текст
С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. 2003.
[стр. 71]

§ 3.
Комплексность как методологическая основа исследования феномена манипулирования Рассмотрев основные концепции манипулирования в предыдущих разделах работы, пришли к выводу о том, что манипулирование это сложный процесс скрытого воздействия на объект манипулирования.
При чем интересно, что почти* всегда, когда манипуляция вскрывается и разоблачение становится достаточно широко» известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый? факт наносит манипулятору определенный ущерб.
Еще более* тщательно скрывается главная цель так, чтобы, даже разоблачение самого факта
не привело к, выяснению дальнейших намерений.
Поэтому сокрытие иутаивание информации обязательный признак.
Важно так жешто, что манипуляция как воздействие требует особого мастерства и* использования, значительных знаний.
Когда* речь идет об общественном сознании, о политике, как правило к разработке манипуляционных акций привлекаются специалисты,.
владеющие необходимыми знаниями.
Манипуляция общественным, сознанием* становится технологией, появляются специалисты, владеющие этой технологией, и максимально комплексно подходящие к созданию этих манипулятивных технологий.
Комплексный подход становится важной методологической основой* современных технологий манипулирования общественным сознанием.
Выясним, в чем суть комплексного подхода, чем он отличается от системного, и каким образом* составляет методологическую основу технологий манипулирования.
Соотношение системного и комплексного подходов можно анализировать по разным основаниям: по их месту и роли в методологических ориентациях науки, по* своеобразию методологических установок, по происхождению и уровню развитости.
71
[стр. 11]

Именно когда все эти принципы вошли в технологию управления поведением людей, возникла метафора манипуляции в ее современном смысле как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.
Если выписать те определения, которые дают авторитетные зарубежные исследователи явления манипуляции (наши-то пока что ходят в подмастерьях, хотя на практике молодцы), то можно выделить главные, родовые признаки манипуляции.
Во-первых, это вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия).
Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ Герберта Франке "Манипулируемый человек" (1964).
Он дает такое определение: "Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено.
Простейшим примером тому может служить реклама".
Итак, во-вторых, манипуляция это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции.
Как замечает Г.Шиллер, "Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной.
Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно.
Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться".
Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб.
Еще более тщательно скрывается главная цель так, чтобы даже разоблачение самого факта
попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.
Поэтому сокрытие, утаивание информации обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя "предельное самораскрытие", игру в искренность, когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.
В-третьих, манипуляция это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.
Встречаются, конечно, талантливые самородки с мощной интуицией, способные к манипуляции сознанием окружающих с помощью доморощенных средств.
Но размах их действий невелик, ограничивается личным воздействием в семье, в бригаде, в роте или банде.
Если же речь идет об общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций.
Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями).
Возникла система подготовки кадров, научные учреждения, научная и научно-популярная литература.
Правда, Нобелевской премии в явном виде в этой области пока что не учредили (хотя некоторые лауреаты Нобелевской премии мира или по литературе скорее должны были бы идти по разряду выдающихся манипуляторов сознанием).
Еще важный, хотя и не столь очевидный признак: к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам.
Манипуляция это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.
Влюбленная женщина может вести очень тонкую игру, чтобы разбудить ответные чувства воздействует на психику и поведение покорившего ее воображение мужчины.
Если она умна и терпелива, то до определенного момента она проводит свои маневры скрытно, и намерения ее "жертва" не обнаруживает.
Это ритуал любовных отношений, конкретный образ которого предписан каждой культурой.
Если речь идет об искренней любви, мы не назовем это манипуляцией.
Иное дело если хитрая бабенка решила окрутить простофилю.
Беда в том, что различить эти два случая непросто.
Не включаем мы в понятие манипуляции и этикет воздействие на поведение окружающих с помощью иносказаний и умолчаний, языка знаков, понимаемых только в данной культуре.
Если человек понимает знак, то смысл обращения ему ясен и намерения того, кто "воздействует на его поведение", для него секрета не составляют.
Если англичанин спрашивает знакомого англичанина: "How do You do?" ("Как вы поживаете?"), тот отвечает тем же

[Back]