Проверяемый текст
Пульбере, Вера Алексеевна; Система мониторинга как средство управления качеством непрерывного технического образования (Диссертация 2004)
[стр. 106]

106 ределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором.
Учитывая принцип добровольности системы образования (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих обучающихся средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга значимости человека в цивилизованном обществе [114].
В связи с этим актуализируется вопрос: как должен быть организован процесс
контроля качества обучения с точки зрения личностно-ориентированной дидактики.
Первоначальное представление о характере личностноориентированного обучения
можно найти у Е.В.
Бондаревской: «содержание личностно-ориентированного образования должно включать следующие обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностнотворческий и личностный»
[36].
По мнению А.Я.
Данилюка, представление знания как содержательной учебной информации, в которую входят не только результаты научной деятельности, но и многие другие элементы, вплоть до эмоций
педагога и ученика, это уже иной подход к знанию, отличающийся от традиционного [76, 79].
Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования уже рассматривались
выше как общая закономерность дидактического процесса [75,77,80,231].
В настоящее время мастерство педагога определяется его способностью к диагностике, прогнозированию, моделированию педагогического процесса (O.A.
Абдуллина, В.П.Беспалько, Н.В.
Кузьмина, В.А.Сластёнин)
[28,170,245].
Чтобы обучение способствовало максимальному раскрытию творческого потенциала
обучающегося, развитию его способностей и склонностей, его самоактуализации, необходимо максимально учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучаемого.
В значительной степени успешно решить эту проблему позволяют современные средства педагогической диагностики.
Психологи и педагоги доказали, что организация обучения и воспитания
[стр. 88]

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок.
Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы.
В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества.
Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором.
Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга 0 показателя значимости человека в цивилизованном обществе.
В связи с этим актуализируется вопрос: как должен быть организован процесс
обучения с точки зрения личностно-ориентированной дидактики? Первоначальное представление о характере личностно-ориентированного обучения мы находим у Е.В.
Бондаревской: «Содержание личностноориентированного образования должно включать следующие обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный»
[7].
Последний признаётся “системообразующим”, так что основными компонентами личностно-ориентированного обучения определённо являются ценности, знания и творчество.
По мнению А Я.
Данилюка, представление знания как содержательной учебной информации, в которую входят не только результаты научной деятельности, но и многие другие элементы, вплоть до эмоций
учителя и ученика, это уже иной подход к знанию, отличающийся от традиционного [43].
88

[стр.,89]

Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования уже рассматривались нами выше как общая закономерность дидактического процесса.
Изложенное обосновывает необходимость введения новых категорий и пополнения их содержания как особых дидактических субстанций личностноориентированной парадигмы образования.
В настоящее время мастерство учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию, моделированию педагогического процесса (O.A.
Абдуллина, В.П.Беспалько, Н.В.
Кузьмина, В.А.Сластёнин).

Чтобы обучение способствовало максимальному раскрытию творческого потенциала
учащегося, развитию его способностей и склонностей, его самоактуализации, необходимо максимально учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников.
В значительной степени успешно решить эту проблему позволяют современные средства педагогической диагностики.
Психологи и педагоги доказали, что организация обучения и воспитания
на диагностической основе значительно повышает эффективность и результативность этих процессов и способствует целенаправленному развитию личности (Ю.К.
Бабанский, В.П.
Беспалько, В.В.Давыдов, J1.B.
Занков, А.И.
Кочетов).
Именно поэтому проблема диагностического обеспечения педагогического процесса приобрела особую актуальность и в науке, и в школьной практике.
Во многих психолого-педагогических исследованиях рассматриваются методологические, теоретические и операционные аспекты внедрения диагностики в школьную жизнь (Б.П.
Битинас, Ю.З.
Гильбух, Н.К.
Голубев).
Несмотря на имеющиеся теоретические работы и опыт в области педагогической диагностики, практика современной школы показывает, что на деле диагностика не воспринимается пока как обязательный компонент 89

[Back]