203 риканские ученые K.P. Роджерс (1902-1987) и А.Х. Маслоу (1908-1970) [229,153]. Г'уманистическая психология признает своим главным предметом человека как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное или детерминированное внешними условиями, а открытую возможность самоактулизации, присущую только человеку. Основные положения этой теории сводятся к следующему: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан и ценен, нежели статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. Гуманистическая психология привнесла очень много позитивных моментов в понимание организации процесса обучения: осознание обучения как самостоятельной деятельности обучающегося; признание роли обучающегося в процессе обучения; идею обучения в реальных жизненных условиях для решения реальных жизненных проблем; понимание необходимости использования личного опыта обучающегося; обоснование возможности путем обучения достичь самореализации личности; признание необходимости свободы выбора обучающимся в процессе образования различных аспектов обучения. К негативным аспектам этой теории можно отнести постулируемую необходимость высокого уровня самоуправления обучающегося, а также научнометодического обеспечения процесса обучения, которые в реальной жизни на практике очень редко достижимы. Существенный вклад в развитие гуманистической парадигмы внесли основоположники отечественной педагогики A.C. Макаренко и В.А. Сухомлинский. A.C. Макаренко подчеркивал необходимость предъявления к человеку больших требований, но и, в то же время, большего уважения к нему [149]. В |
1традицпоналистическая, или парадигма знаний: главная цель обучения и воспитания дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; 2 технократическая прагматическая парадигма: главная цель педагогического процесса дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы ему в жизни и профессиональной деятельности в современном обществе, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой и пр.; 3 бихевиоральпая поведенческая парадигма: главная цель педагогическо•го процесса сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и норм поведения в обществе; 4 гуманистическая парадигма: главная цель педагогического процесса способствовать развитию способностей человека, развитию его личности,.его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации; 5 теологическая парадигма: основное направление педагогического процесса в развитии религиозных чувств и нравственных основ человека. Различные системы образования и воспитания опираются на одну из указанных парадигм. Для осмысления и организации процесса обучения, дидактики высшей школы в целом особое значение имеют труды ученых, работающих в русле направления, известного под названием гуманистическая психология. Основателями и ведущими представителями этого направления стали американские ученые K.P. Роджерс (1902-1987) и А.Х. Маслоу (1908-1970) [44, 108]. Гуманистическая психология признает своим главным предметом человека как, уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное или детерминированное внешними условиями, а открытую воз можность самоактулизации, присущую только человеку. Основные положения этой теории сводятся к следующему: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан и ценен, нежели статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек это активное, интенциональное, творческое существо. Психологи-«гуманисты» центральную роль в поведении человека отводят мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого «Я», стремление человека организовать свой внутренний («феноменальный») мир и достичь целостности собственной личности, понять смысл ее существования («экзистенции»). Учение в понимании психологов-«гуманистов» представляет собой самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития и самореализации личности. К.Р. Роджерс выдвинул основные положения относительно обучения с точки зрения гуманистической психологии: — педагог должен не непосредственно обучать другого человека, а только помочь ему учиться; — человек успешно обучается лишь в том случае, когда он воспринимает изучаемое как непосредственно связанное с поддержанием или улучшением своего «Я»; — опыт, который, будучи ассимилирован обучающимся, может привести к изменениям в организации личности, имеет тенденцию к искажению посредством символизации; — структура и организация «Я» становится более ригидной в условиях угрозы; — учебная ситуация, в наибольшей степени способствующая эффективному обучению это такая ситуация, в которой 1) угроза «Я» обучающегося сведена к минимуму и 2) облегчено дифференцированное восприятие поля [139]. Гуманистическая психология привнесла очень много позитивных моментов в понимание организации процесса обучения: осознание обучения как самостоятельной деятельности обучающегося; признание роли обучающегося в процессе обучения; идею обучения в реальных жизненных условиях для решения реальных жизненных проблем; понимание необходимости использования личного опыта обучающегося; обоснование возможности путем обучения достичь самореализации личности; признание необходимости свободы выбора обучающимся в процессе образования различных аспектов обучения. К негативным аспектам этой теории можно отнести постулируемую, необходимость высокого уровня самоуправления обучающегося, а также научнометодического обеспечения процесса обучения, которые в реальной жизни на практике очень редко достижимы. Существенный вклад в развитие гуманистической парадигмы внесли основоположники отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский A.C. Макаренко в своей работе «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» отмечал: «... как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. В нашей дидактике это, собственно говоря, одно и тоже: нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем. Когда мы от человека много требуем, то в этом самом и заключается наше уважение, именно потому, что мы требуем, именно потому, что это требование выполняется, мы и уважаем человека» [107]. В свою очередь В.А. Сухомлинский писал: «... я за то, чтобы, воспитывая в человеке умение управлять своими желаниями, возвышать человека, а не унижать его, как это делают учителя, наказывая учеников, проблема возвы |