Проверяемый текст
Хитров, Юрий Николаевич; Финансовые аспекты стратегии корпоративных слияний и поглощений (Диссертация 2000)
[стр. 84]

84 акционерного капитала, не могут относиться на себестоимость и амортизироваться.
Вопросы налогового и финансового планирования при определении стратегии слияний и поглощений компаний имеют особую значимость и в России.
Инвестиции в акции хозяйственных субъектов порождают различные налогово-финансовые последствия как для владельцев компании-инвестора, так и для приобретаемой компании.
Если компанияинвестор
вкладывает средства в другую компанию, в результате чего ее доля не превышает 20% капитала, то компания-инвестор, не имея возможности играть определяющей роли при выборе стратегии и тактики деятельности компании-реципиента, может рассчитывать лишь на некие будущие доходы от таких инвестиций либо в виде прироста стоимости пакета акций, либо в результате неких сепаратных договоренностей с менеджментом или основными акционерами компании относительно совместного ведения бизнеса.
Таким образом, в этом случае компания-инвестор выступает в роли либо пассивного стратегического инвестора, либо портфельного
инвестора-спекулянта, рассчитывающего на возможность скорой и прибыльной реализации приобретенного пакета акций.
Для оценки эффективности инвестиций компания-инвестор в своем балансе отражает их по фактическим затратам (себестоимости) приобретения ценных бумаг.
Если одна компания вкладывает в другую средства, позволяющие ей владеть более 20% акций, то компания-инвестор рассматривается в этом случае как преобладающий инвестор, оказывающий
«существенное» влияние на решения компании-реципиента, что меняет подходы к отражению ее инвестиций в бухгалтерском балансе, что напрямую влияет на размеры налоговых обязательств.
В соответствии с российскими бухгалтерскими
стандартами14преобладающей признается доля от 20% до 50% от числа голосующих акций.
Первоначальные инвестиции
14«Консолидированная отчетность: учет операций, связанных со слиянием предприятий», Бухгалтерский учет№1, 1997, с.9
[стр. 83]

83 в России.
Хотя предыдущая часть данной главы была посвящена опыту западных стран, данная тема имеет особую значимость для отечественных предприятий.
Это связано с тем, что в новом Гражданском Кодексе Российской Федерации впервые было сформулировано понятие “дочернего общества” (ст.105).
В изменениях к Плану счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственном деятельности предприятии и инструкции по его применению от 4 января 1995 года счет 78 приводится в новой редакции “Расчеты с дочерними (зависимыми) предприятиями”.
В этой связи необходимость подготовки консолидированных отчетов не столь далекая перспектива для российских фирм, которым должен быть полезен опыт зарубежных предприятий.
Вместе с тем необходимо отметить, что в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 11 июля 1994 года N0 .
91 “Об объеме и формах годового бухгалтерского отчета предприятий за 1994 год и о порядке его заполнения есть указание, что головное предприятие, имеющее дочерние предприятия, приводит сведения об их наличии, месте нахождения, наименовании и виде деятельности.
Однако каких-либо разъяснений относительно того, как учитывать данные взаимосвязи, не приводится.
В статье даются лишь общие, наиболее простые ситуации, возникающие при составлении консолидированной отчетности, не исчерпывающие всех возможных отношений между фирмами, входящими в группу.
Инвестиции в акции других хозяйственных субъектов порождают различные налогово-финансовые последствия как для владельцев компанииинвестора, так и для приобретаемой компании.
Если компания-инвестор
Г вкладывает средства в другую компанию, в результате чего ее доля не превышает 20% капитала, то компания-инвестор, не имея возможности играть определяющей роли при выборе стратегии и тактики деятельности компанииреципиента, может рассчитывать лишь на некие будущие доходы от таких инвестиций либо в виде прироста стоимости пакета акций

[стр.,84]

84 * неких сепаратных договоренностей с менеджментом или основными акционерами компании относительно совместного ведения бизнеса.
Таким образом, в этом случае компания-инвестор выступает в роли либо пассивного стратегического инвестора, либо портфельного
инвёстораспекулянта, рассчитывающего на возможность скорой и прибыльной реализации приобретенного пакета акций.
Для оценки эффективности инвестиций компания-инвестор в своем балансе отражает их по фактическим затратам (себестоимости) приобретения ценных бумаг.
Если одна компания вкладывает в другую средства, позволяющие ей владеть более 20% акций, то компания-инвестор рассматривается в этом случае как преобладающий инвестор, оказывающий
“существенное” влияние на решения компании-реципиента, что меняет подходы к отражению ее инвестиций в бухгалтерском балансе, что напрямую влияет на размеры налоговых обязательств.
В соответствии с российскими бухгалтерскими
стандартами3 преобладающей признается доля от 20% до 50% от числа голосующих акций.
Первоначальные инвестиции
учитываются в балансе компании-инвестора по их себестоимости.
По истечении отчетного периода, когда возникает право на доходы (т.е.
дивиденды), в бухгалтерском балансе компании инвестора сумма инвестиций учитывается на величину ее доли в чистой прибыли общества, получившего капитал за данный период времени.
В международной практике вся доля чистой прибыли компании, получившей капитал независимо от реально перечисленной на счет компании-инвестора, зачисляется этой компанией на счет “Прибыли и убытки”.
Следовательно, в с отчете о финансовых результатах компании-инвестора отражается не сумма полученного дивиденда, а доля компании-инвестора в чистой прибыли общества, получившего капитал.
Однако необходимо иметь в виду, что 3 В.В.Палий, "Консолидированная отчетность: учет операции, связанных слиянием предприятий", Бухгалтерский Учет, N0 1, 1997, стр.
9

[Back]